Герои нашего времени

“Мельчает век – мельчает идиот.” Л. Филатов.

Кверулянтство или сутяжничество – явление, известное давно и довольно тщательно изученное ещё с 19 века. Если не углубляться в детали, то в настоящее время, данное расстройство психики может выступать как единым синдромом, так и сопровождающим симптомом во многих психических расстройствах и психоорганических поражениях головного мозга.

Таким образом, сутяжники, по сути, это больные люди, у которых врождённая предрасположенность активировалась вследствие негативного воздействия психогенных факторов (социально-политический кризис, маленькая зарплата/пенсия, ущемление прав и т.д.). В настоящее время, сутяжный синдром практически исчез из психиатрии, зато жаловаться во все инстанции, судиться, скандалить стало привычным делом, причем в рамках нормы! Раньше отстаивание своих личных прав, а не общих социальных (что является отличительной особенностью кверулянтов) обществом, в целом, порицалось. Мелочность высмеивалась, коммунальные дрязги и их участники становились персонажами фельетонов, едких статей. Сутяжника никто полностью нормальным не считал и отношение к нему было соответствующим. Как только его поведение становилось общественно опасным его просто изолировали от общества тем или иным способом. Напротив, человек, защищающий общечеловеческие ценности, имеющий смелость ради общего блага бороться с системой, даже рискуя своей свободой или гражданскими правами пользовался негласной поддержкой, уважением со стороны тех, чьи права он отстаивал. Те, кто борясь за общее благо, получил тюремный срок или психиатрический диагноз были, хоть и шепотом, у всех на слуху.

Именовали таких не иначе, как Узники Совести. Им и их семьям, тайком, рискуя, собирали помощь. Для них добивались всеми способами свободы и признания. Для того времени это были герои. Что ж, какое время, такие и герои. Сейчас кверулянтство не только не осуждается, но и поощряется обществом. Судиться и скандалить стало модным.

Бесконечные ток-шоу вроде всем известных “Час суда” или “Пусть говорят” яркий тому пример. Отсюда же стремление “сорвать покровы”, “раскрыть заговор” и т.п. Ещё одно уродливое явление времени – те самые доморощенные “папарацци”.

Многие из медиков не раз встречали на вызове или стационаре этих интересных людей, готовых ради лайка на Ютубе или в соцсетях снимать окровавленных кричащих от боли людей. При этом и пальцем не шевельнуть, чтобы помочь им или медикам. Мне всегда было интересно, почему всех этих грёбаных операторов даже не осуждают в комментариях, не говоря уже о привлечении к ответственности за оставление в опасности? Ну да речь не об этом. По сути, это те же кверулянты, получившие доступ к скоростному интернету и высоким технологиям. Поведение и черты характера идентичны.

Сутяги довольно вспыльчивы, мнительны, эгоистичны и равнодушны к интересам и правам других людей, поэтому им в принципе, плевать, кому они наступают на ногу, лишь бы им не заехали в ухо “вотпрямщас”. Они крайне редко идут на прямой конфликт, их оружие – провокации и хамство. Например, на вызове, если им не к чему придраться, они начинают критиковать внешний вид сотрудника, выражение его лица и даже взгляда, нарочито в уничижительной форме сомневаться в его квалификации, опыте, знаниях, демонстративно снимать его действия на камеру мобильного…

Вариантов такого грязного поведения – масса. Цель и итог один – спровоцировать на конфликт, просто найти повод для жалобы и начать пить кровь с людей. Итак, что мы имеем. Перед нами психбольной, чье поведение не только не осуждается ни законом, ни обществом, но всячески поддерживается и культивируется. Привыкший, а главное, умеющий для достижения своих бредовых целей задействовать административный ресурс. Мерзкое создание.

Лично меня эта прослойка дерьма на срезе общества заинтересовала, как источник неприятностей в работе, от которого нельзя отстраниться или вообще каким-либо образом ему напрямую противостоять. Если от собак или агрессивных вызывающих можно сбежать, в крайнем случае, обороняться и хотя бы формально закон на твоей стороне, то от упыря-кверулянта так просто не отделаться. Лучшим выходом на мой взгляд, будет подчёркнуто вежливый, корректный, доброжелательно-отстраненный стиль поведения и общения.

Никакого неформального общения или шуток!

Перед вами не приятель или хороший знакомый, а потенциальный (а то и заведомый) жалобщик. Более того, если вы у кверулянта, то, по сути, сейчас вы общаетесь с психом в обострении и провоцировать его не стоит. Грубить или читать нотацию ему бесполезно да и незачем. Задача бригады – выйти, не нарвавшись на жалобу, а для этого стоит вести себя осторожно, как с тухлым яйцом: раздавишь – вони не оберешься. То же самое относится к видео/аудио записи ваших слов и действий.

Единственная цель такого поведения, это поймать вас на каком-либо промахе или спровоцировать. Возмущаться или пытаться этому помешать бесполезно. И вредно. Получится перебранка вместо работы и при последующем разборе вам на это укажут.

Чтобы избежать таких последствий, советую с порога вести себя так, как будто вас УЖЕ снимают, а не только начали. Кстати, так вполне может быть. В самой квартире возможно установлена камера и все ваши действия и слова пишутся в отменном качестве. И не только пишутся, но и транслируются. 21 век на дворе. Чаще всего съёмку ведёт посторонний человек, а не больной. На этом можно сыграть. Спросить у пациента, не против ли он что некто снимает, смотрит и слушает, как ему оказывают помощь, задают всякие нескромные вопросы, раздевают, лазят во всякие места и т.п. Обычно уже на этом этапе “сам себе режиссер” посылается в пешее эротическое. Если же нет, то спокойно предупреждаем нахала (ведётся запись, помним!), что его действия нарушают закон и права больного. Затем просим отойти подальше и не мешать оказанию помощи, забываем о его существовании и работаем с больным строго по инструкциям. Как на экзамене. Здесь тоже можно проявить немного творчества.

Обследовать больного можно ведь по-разному. Можно бегло и быстро. А можно сперва тщательно собрать анамнез, уделяя внимания разным интимным моментам. Раздеть, повертеть в разные стороны (осмотр на предмет сыпи). Снять ЭКГ. Заподозрить ЖКК. Провести пальцевое исследование прямой кишки. Реакцию пациента на участие в таком реалити-шоу можно только представить. Кстати, попытку научить персонал безопасному поведению на вызове, в том числе и с “трудными больными”, недавно предприняли на московской скорой. На подстанциях были расклеены памятки с алгоритмами поведения в конфликтной ситуации. На мой взгляд, рекомендации вполне адекватные и грамотные. Более того, весьма актуальные. Но это тема для отдельного разговора.

Автор: врач скорой помощи Александр Звягин

Поделиться