Какой может быть синергия IT-технологий и медицины в эпоху цифровой экономики?
На этот вопрос корреспондента Федерального агентства новостей ответили заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой и советник президента РФ по интернету Герман Клименко.
По словам советника президента по Интернету Германа Клименко, самым большим вкладом для инвестиционной привлекательности медицины за последнее время стал так называемый закон «О телемедицине».
«Теперь у нас есть необходимые условия для инвесторов, в первую очередь, законодательные. Появилось правовое поле. Я вижу так: основная задача, которую нужно решить для того, чтобы в отрасль пришли инвесторы — это законодательная база».
При этом, отмечает советник, закон о телемедицине — это хороший пример создания правовой базы, однако закон шел к своему принятию долгих 19 лет.
«Если мы будем и дальше так двигаться, мы конечно куда-нибудь придем, и инвесторы когда-нибудь к нам придут, но есть внутренние процессы, а есть внешняя история, — размышляет Клименко. — Мы приняли закон о телемедицине, и тут же зашевелились все наши, российские внутренние инвесторы: Сбербанк, Яндекс, Mail.ru. Конечно, пока они представляют телемедицину весьма утрировано, это, в основном, вызов врача на дом».
При этом, скорость проникновения новых технологий в сферу здравоохранения ограничивают внутренние факторы.
«Медицина же все-таки является самой консервативной отраслью по моему опыту, — признает советник. Это не плохо и не хорошо. Однако чем быстрее мы будем двигаться, тем лучше». По мнению советника президента по Интернету, проникновение IT-технологий в медицинскую сферу — это неизбежный процесс.
«Под давлением современных технологий медицине тоже придется открываться. Это и улучшает качество сервиса, и помогает больным, и формирует критичные взгляды», — добавляет Клименко.
«В первую голову я бы поставил законодательные решения, — подчеркивает советник президента. — В данный момент в Минздраве идет процесс по созданию карточек. Пока мы не объединим данные, мы не сможем привнести в медицину те технологии, которые у нас находятся на мировом уровне».
Продолжая тему телемедицины, заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой отмечает, что главным достижением принятого Государственной думой закона является то, что в России наконец появилось нормативное поле.
«Мы ушли от «дикого» предложения и того, что у каждого свое понимание телемедицины, — поясняет свою мысль замминистра. — На самом деле, для здравоохранения это возможность донести медицинскую услугу до пациента».
А чтобы донести услугу, нужно поставить диагноз, назначить лечения, проконтролировать качество и эффективность лечения и результат этого лечения.
«Это происходит, когда врач приходит к пациенту. Он его осматривает, назначает анализы, потом с ним беседует. Все это делается непосредственно, лично. В Москве это сделать несложно. Но если расстояния сотни, тысячи километров, то сделать это тяжело», — констатирует Краевой.
Однако сейчас Россия технически к этому готова, уверяет заместитель министра здравоохранения.
«У нас есть приборы дистанционного снятия основных физиологические показателей, есть приборы оценки изображений, — перечисляет замминистра. — Скажу больше, есть даже хирургическое роботы, когда оператор может находиться за тысячи километров и при помощи манипуляторов производить тончайшие хирургические вмешательства!»
Для того, чтобы все это было возможно применить, было необходимо нормативное поле. Сейчас же оно появилось.
«Мы должны сейчас это все переварить, подписать и подготовить несколько подзаконных актов и приказов, потому что закон — это наша общая структура действий. Теперь нужно сделать этапы этих действий. Многие процессы вводятся поэтапно». В пример чиновник приводит замену бумажный рецептов на электронные.
«Электронный рецепт не надо выписывать, он сразу попадает в аптеку, и когда пациент приходит в аптеку, его рецепт уже там. Это очень удобно. Так вот, электронный рецепт будет действовать с 1 января 2018 года, а электронный рецепт на наркотические, сильнодействующие и ядовитые средства будет действовать с 1 января 2019 года. Потому что необходимо пройти подготовительные процедуры».
Та же «цифровая» судьба постигнет и листки нетрудоспособности, или «больничные». Они тоже станут электронными.
«Постепенно мы будем уходить от самой трудоемкой составляющей работы врача, от заполнения бумаг, — обещает Краевой. — Это все мы только начинаем делать. Но у нас есть нормальное поле, на котором мы можем работать».
Автор: Герман Парло, riafan.ru
Как сообщалось ранее, ожидается, что электронные больничные листы облегчат жизнь пациентов, а также разгрузят бухгалтеров и медработников. Подробнее читайте: В России вступают в силу электронные больничные. Что дает это нововведение.