“За ошибку с доктора спросит система, а стуканут свои”

В конце сентября в Следственном комитете России на коллегии задались вопросами организации работы по расследованию ятрогенных преступлений.

Несмотря на безусловный общественный резонанс каждого подозрительного на врачебную ошибку случая, ятрогенных преступлений обнаружено немного, по одному на каждую тысячу практикующих докторов.

В 2015 году следователями выявлено 888 «ошибок и ненадлежащего оказания медицинской помощи», абсолютное большинство в 712 случаях были смертельными, из них 317 – в педиатрической практике. В прошлом году от «врачебных ошибок» погибло 352 человека, в том числе 142 ребёнка. В США каждый третий случай покаянно признают врачебной ошибкой.

Председатель СК Александр Бастрыкин доложил собранию:

«В первом полугодии 2016 года в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации поступило 2 516 сообщений о преступлениях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, по результатам их рассмотрения возбуждено 419 уголовных дел».

По факту только по каждой шестой жалобе возбуждают дело, до суда доходят далеко не все.

По усмотрению руководства, особо часто грешат необоснованностью процессуальных решений и бездействием следователи Башкортостана и Ульяновской области. Поэтому руководство рекомендует своим подчинённым в регионах заключать соглашения с местной здравоохранительной властью на информирование СК «обо всех фактах смертей несовершеннолетних, беременных и рожениц». Треть регионов уже согласилась письменно информировать правоохранителей.

Руководство СК продемонстрировало решимость по противостоянию ятрогениям публичным отстранением замглавы столичного СК Сергея Яроша. На его подчинённых в виртуальной приёмной Бастрыкина «ВКонтакте» пожаловалась женщина, «которая три года назад потеряла сына, как она полагает, вследствие врачебной ошибки». Москвичи больше полутора лет потратили на расследование, но вердикта так и не вынесли, поэтому полковника юстиции Яроша «за волокиту» отстранили от работы до завершения служебной проверки.

А в северной столице следователи передали в суд дело врача-эндоскописта МСЧ №157, которая 14 декабря прошлого года, «несмотря на беспокойное поведение пациентки и выраженный спазм в зоне глоточно-пищеводного перехода», трижды попыталась выполнить ФЭГС страдающей «болезнью Альцгеймера, глухотой и атеросклерозом» женщине. Из-за травмы пищевода врач исследование завершила, но «не осуществила динамическое наблюдение пациентки, не оказала ей экстренную помощь и не госпитализировала потерпевшую в стационар». Через 3 недели женщина скончалась.

Активное наступление Следственного комитета на полях здравоохранения вряд ли повысит качество оказания помощи, но приведёт к более вдумчивому отбору пациентов на манипуляции и даже просто лечение, серьёзному научному обоснованию отказов в оказании помощи «опасным» пациентам. Ну, а что, война есть война, кто-то нападает, а кому-то приходится защищаться, чтобы выжить.

Автор: Наталья Мещерякова, онколог, портал “Мир врача”.

Поделиться