Мы поговорили об этом с председателем Архангельской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Александром ЗУБОВЫМ.
– Александр Владимирович, в чём причина того, что медицинская помощь оказалась недоступна?
– В том, что у нас дефицит кадров. Медицинских работников не удовлетворяет: первое – заработная плата, а второе – отсутствие социально-бытовых условий, я имею в виду районы. Да, есть программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», но многие врачи, прибыв на место, сталкиваются с трудностями, поэтому они возвращаются. И 1 млн рублей «подъёмных» – этого слишком мало, на эти деньги жильё не купить.
– Какая сейчас средняя зарплата у медработников?
– У нас есть данные Росстата, областного Минздрава, наши данные, и все эти данные разнятся. По данным нашего Минздрава, на первое полугодие 17 года у врачей средняя зарплата должны быть 55 тыс 327 рублей, у медсестёр -30 тыс. 334 рублей, у санитарок – 19 тыс. 256. Конечно, это завышенные цифры. Если врач и получает 55 тысяч рублей, то это не на одну ставку, плюс совместительства, ночные дежурства, в районах оплата коммунальных услуг, покупка дров тоже входят в этот доход. У нас чиновник работает на ставку, чтобы получать такую же зарплату, банковский работник – то же самое, а врач – на 2 ставки. А мы ещё хотим новые кадры. Академия труда и социальных отношений провела научно-исследовательскую работу по просьбе профсоюза. Один из вопросов был : «Готовы ли вы работать на ставку за 40 тыс рублей? Более 60% врачей ответили: «Готовы». К сожалению, упал и престиж профессии, сейчас же врача можно избить, он не застрахован профессионально.
– Складывается впечатление, что медицина – самая нищая отрасль. Правда, за что с нами так обходится государство?
– По международным стандартам, российское здравоохранение недофинансировано в 2 раза! Раз оно недофинансировано, значит, и не хватает ни на что средств. Мы развиваем высокотехнологичную помощь, но она оплачивается из этой же копилки. И если мы там убавим, то на амбулаторную помощь денег не хватит, вот и всё.
Нам всё время говорят, что нет денег. Но в Белгородской области, например, которая по численности населения немного больше нашей области, с медициной всё гораздо лучше. Медработники там получают жильё, люди туда едут, потому что там жить хорошо.
Мы постоянно слышим, что Белгородская область регион-донор, а почему у нас не донор? У нас есть нефть, газ, алмазы, 2 громадных ЦБК. У них структура власти такова, что заместитель губернатора по социальным вопросам – он же директор департамента здравоохранения и социальной защиты. Там нет ни министров, ни замминистров, ни начальников управлений. А у нас наворочена такая структура! Конечно, на всех денег не хватает.
– Почему происходит сокращение младшего медперсонала?
– Согласно указам Президента, с 1 января 2018 года зарплата врача должна быть 200% от средней по региону (по данным Росстата, средняя зарплата по региону без НАО – 37 768 тыс. рублей. То есть зарплата врача должна увеличиться вдвое. – Ред.), медицинской сестры – 100% по региону (то есть не ниже 37 768 рублей. – Ред.), и санитарки 100% от региона (тоже не ниже 37 768. – Ред.). Получается, что фактически сравняли медицинский труд медсестры высшей категории и санитарки. Мы неоднократно обращались в областное Министерство здравоохранения и получили ответ: «Дифференциацию должен обеспечить руководитель учреждения».
Я думаю, что было дано устное распоряжение главным врачам: начать процесс перевода санитарок в уборщицы. Но сокращение должностей из числа медицинских работников и передача их функций немедицинскому персоналу нарушает не только законодательство об охране здоровья и лицензионные требования, но и трудовое законодательство. Санитарки не только моют полы, но и кормят больного, осуществляют специальный уход, ведут документацию. Они должны пройти специальное обучение, и поэтому эти функции нельзя на уборщиков переносить. Ну как уборщик в операционной, лаборатории будет работать? С него же не спросишь. Мы думаем, что и прокуратуре пора подключиться к этому вопросу.
– Область должна вернуть в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования порядка 200 миллионов рублей. Почему так получилось, у нас что, некуда потратить деньги, все здоровы?
– Медицинские организации не могут выполнить объёмы медпомощи. У нас страховая медицина не страховая в понимании страховщиков. Если вы страхуете машину, то к вам приходит агент, он страхует, берёт деньги, которые вы вложили, он несёт полную ответственность. У нас на сегодняшний день фактически страхует либо работодатель, платя взносы, либо администрация области платит за неработающее население, но всё равно страхует не страховая компания. А между тем, мало кто знает, что, если вы не можете записаться к врачу, нужно позвонить в страховую компанию и они обязаны вам помочь, записать в очередь. Институт страховых представителей действует с прошлого года.
Источник: АиФ
Как сообщалось ранее, департамент здравоохранения администрации Владимирской области объяснил, почему больницы региона-33 разжаловали санитарок в уборщицы. Подробнее читайте: «Кадровые перекосы» в «санитарной катастрофе».