«Лето жаркое пришло, вся трава посохла / Это доктор виноват, чтоб она подохла» — Это четверостишие, написанное в ходе интернет-флешмоба #это_медик_виноват, адвокат Арина Субботина помнит наизусть. Именно она предложила писать юмористические стихи о вине врачей во всем происходящем после случая в Петропавловске-Камчатском и реакции Минздрава.
В этих четверостишиях отражаются все абсурдные требования, предъявляемые медикам, считает Арина. То, что претензии к врачам чаще всего необоснованные, адвокат знает по своему опыту — вот уже более трех лет на общественных началах она консультирует медицинских работников, подвергшихся нападениям или оскорблениям, и в целом занимается защитой их прав. Недавно она впервые выступила адвокатом в уголовном деле об избиении врача-рентгенолога. 30 августа 2016 года в больнице Орехово-Зуева на Семена Михайлова напал брат обратившейся за помощью пациентки. Видео с избиением тогда попало в интернет.
Сейчас дело передано в суд. Семен Михайлов после трехмесячного больничного вернулся на работу. Адвокат считает это настоящим чудом: «Ему нанесли тяжелейшие удары в голову, был отек мозга, выживают после такого диагноза примерно 10 процентов пострадавших», — рассказывает Арина.
Жалуются на нападения ей со всей страны, агрессия пациентов не зависит от уровня благосостояния регионов, их удаленности от центра или каких-то других факторов. Чаще всего нападениям подвергаются бригады «скорой помощи» и медицинский персонал в приемных покоях больниц. Много латентных преступлений в отношении врачей, которые нигде не учитываются. Так, например, совсем недавно к Арине обратились с рассказом о задержании в стоматологической клинике в одном из городов России. В кабинет врача ворвались пьяные мужчины и три часа удерживали весь медперсонал. Позже руководство клиники посоветовало медикам не обращаться в полицию, хотя в этом случае явно присутствовали все признаки преступления, предусмотренного статьей 127 УК РФ «незаконное лишение свободы», убеждена адвокат. Она подчеркивает, что до правоохранительных органов не доходят даже такие серьезные преступления, не говоря уже о более мелких правонарушениях: оскорбления, клевета, удары. С одной стороны, медики их замалчивают. С другой — руководство больниц и клиник, не желая раздувать конфликты, практически никогда не встает на сторону своих сотрудников.
«Если пьяное быдло лезет в драку, то может получить в ответ»
5 марта этого года Михаил Коневский отпразднует профессиональный юбилей — 35 лет работы на «скорой помощи». В начале 80-х и даже в суровые 90-е такого количества нападений на врачей не было, рассказывает он. То, что происходит сейчас — «это уму не растяжимо», цитирует врач юмориста Михаила Задорнова. Большинство преступлений, совершаемых в отношении врачей, остаются неизвестными, потому что руководство старается эти вещи замолчать; занимает трусливую позицию, чтобы их не отодвинули от кормушки. Говорят — не нашел общего языка с больным. «Пусть все они идут, извините, нафиг, — не сдерживает эмоций Коневский. — Я не хочу никаких общих языков находить, я приехал спасать, а если пьяное быдло лезет в драку, то может получить в ответ, я же не боксерская груша!». Впрочем, не исключает врач и других методов воздействия и приводит собственный пример. «У меня была жуткая драка на вызове, я зафиксировал гематому и подал в суд. Я был единственный на тот момент (2009 год) из московской скорой, кто подал в суд на обидчика. Мужик тот получил полгода условно, 9 месяцев испытательного срока и заплатил штраф. И самое противное, что руководство столичной скорой помощи никак не поучаствовало в этом деле. Мне не предложили адвоката, никого, ничего, я все сделал сам».
Пытаясь защитить себя сами, врачи решили объединяться. Одним из самых успешных стало сообщество «Злой медик» в социальных сетях, созданное журналистом Игорем Артюховым около пяти лет назад. Сейчас в нем состоит более полумиллиона человек. Сюда пишут как врачи, так и их пациенты, именно здесь консультирует Арина Субботина, здесь же был запущен флешмоб #это_медик_виноват. Одна из «вечных» тем в обсуждениях — бахилы, которые должны или не должны надевать врачи.
Модератор сообщества и врач скорой помощи с 15-летним стажем работы Александр Звягин над этими дискуссиями посмеивается. «Если тебе у дверей предлагают надеть бахилы — значит, ты заведомо приехал на херню. Зато можно выдохнуть и расслабить булки — здесь точно никто не умирает. Вообще, надевать бахилы никто не обязан — Минздрав это уже разъяснил. Ну что я могу принести на подошвах в дом? Глину, грязь, возможно, кишечную палочку. Никого при этом не волнует, что на меня только что кашлял туберкулезный бомж или ребенок с краснухой, после которого я еду к беременной. Ты едешь спасать человека — а тебе бахилы…»
«У вас такой взгляд был, как будто вы очень хотите денег»
«Врачи много раз пытались консолидироваться, были неформальные соoбщества, в которых пытались говорить правду, но заканчивалось все с приходом в такие группы руководства больниц или клиник, — рассказывает Александр. — Со «Злым медиком» — выстрелило, никто никому рот не затыкал. Позволяли высказать то, что не могли сказать во время дежурства в поликлинике. Позже в сообщество начали писать и те, кто не имеет отношения к работе врача. Таким образом «Злой медик» стал виртуальной «трубкой мира» и группой для взаимопонимания между врачом и пациентом, чтобы одни не воспринимали других как врагов или убийц. Многие рассказывали Александру, что после общения в этой группе поняли и знают — не стоит вызывать «скорую» не по делу. 8 из 10 случаев — это вызовы, не требующие скорой помощи, объясняет собеседник. Что касается названия сообщества, то он объясняет его так: «Окружающая действительность и то, что творится, не может вызывать никаких других чувств, кроме злости».
«На кого нападают больше всего? На беззащитных, конечно же, — продолжает рассказ Александр. — Но вообще, у любого конфликта две стороны. Насколько я знаю, конфликты, не до избиения, а когда жалобы идут, ругань, очень часто происходят по вине бригады. Усталые, задерганные, нервные, не всегда могут правильно заговорить. Но и пациенты могут предъявить претензии любому и за что угодно. На меня лично была жалоба в свое время, что я «давил на пациента своим спокойствием». Другая пациентка написала жалобу, что врач «скорой помощи» вымогала у нее деньги. Начали разбирательство. Медик говорит: «Где я у вас вымогала деньги?», а та ей: «Ну у вас такой взгляд был, как будто вы очень хотите денег». Была жалоба на фельдшера за то, что она приехала на вызов «с волчьим взглядом». Хотел бы я научиться такому взгляду!
На Александра тоже нападали. Вез наркомана в больницу, а тот внезапно начал угрожать ножом. «Размахивает перед глазами на расстоянии полуметра в движущейся машине! Съездил ему по морде да и все, просто машинально ударил, так что он сам отлетел и нож у него отлетел», — вспоминает Александр. Но тут же признает, что наилучший выход избежать нападения — покидать вызов при малейшем намеке на опасность. По его словам, об этом существует совершенно четкая инструкция от начальства. «Вешать всех собак» на руководство Александр не склонен, хотя и признает, что оно практически всегда на стороне пациентов. Коллеги, полагает он, надеются на тех, в чьи обязанности, по большому счету, защита не входит. Главврач не может написать заявление за медработника, на которого напали, он не может представлять его интересы в суде. А врачи обращением в полицию и уж тем более в суд часто пренебрегают. Существует только один способ снижения преступности — неотвратимость наказания, — уверен собеседник. — Но большинство медиков не знают элементарного порядка обращения в полицию. Если они начнут затаскивать в суды своих обидчиков, будут раздувать такие случаи в СМИ, то народ будет знать — обидел, нахамил, обязательно получишь штраф.
Нужно приравнять медиков к полицейским
Административная ответственность как мера наказания за нападки на врачей кажется Арине Субботиной неубедительной. На медицинских работниках серьезно сказались изменения, внесенные в Уголовный кодекс, а именно в так обсуждаемую сейчас статью 116 «Побои», рассказывает она. Согласно июльским поправкам, уголовная ответственность наступала, если ты впервые нанес побои «близкому лицу, из хулиганских побуждений» либо по мотивам ненависти и вражды. Все остальные случаи были отнесены к области административных правонарушений. «Конфликты с медработниками чаще всего не подпадают под хулиганский мотив. Поэтому, если врача ударили и это не повлекло легкий вред здоровью — теперь это административно наказуемое деяние», — пояснила Арина. Она считает, что чаще всего нападают на медиков и полицейских. Но если последние защищены законом, то врачам остается надеяться только на себя.
Врач Михаил Коневский утверждает, что именно он первым заговорил о необходимости приравнять медиков к полицейским, а уже потом эту идею в разное время подхватывали законодатели разных уровней. Из последнего — Мосгордума разработала поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание от пяти лет до пожизненного лишения свободы тем, кто угрожал избить медработников или воплотил эти угрозы в жизнь. В прошлом году с такой же инициативой выступил Минздрав. Арина Субботина считает, что помимо этого нужно преследовать «за разжигание ненависти в отношении социальной группы „медработники“». Она рассказала, что постоянно видит подобные сообщения на форумах, и считает это призывами к насилию, которые и провоцируют преступления.
Приравнять врачей к полицейским — вовсе не значит раздать им оружие. На этом настаивают оба врача скорой помощи, с которыми пообщалась Открытая Россия. Всем инициаторам таких предложений Александр Звягин и Михаил Коневский предлагают обратиться к здравому смыслу и задать себе следующие вопросы. На какие деньги будут закупать травматические пистолеты и где их хранить? Как выдавать сотрудникам лицензии, и что делать с теми, кто обучение не прошел и лицензию не получил? Не выпускать на линию? Где взять средства на закупку электрошокеров? Как вести учет газовых баллончиков? Вооружать медиков никто не будет, это утопия, уверен Александр. Да он и не видит в этом необходимости: «Медик едет оказывать помощь, он не должен сражаться за то, чтобы эту помощь оказать».
Справка Открытой России
Собеседники Открытой России выделили самые распространенные, на их взгляд, причины нападения, угроз и хамства в отношении медицинских работников:
— недовольство временем прибытия «скорой помощи» (по нормативам Минздрава бригада должна приезжать в течение 20 минут)
— завышенное ожидание от качества оказываемой медицинской помощи (алкоголик просит поставить капельницу, что не входит в обязанности бригады скорой помощи)
— неадекватное поведение в состоянии алкогольного опьянения
— поиск и требование наркотиков
— стрессовая ситуация при обращении за медицинской помощью
Меры, которые, по мнению собеседников, могут снизить случаи нападения на врачей
— камеры видеонаблюдения в приемных покоях и кабинетах врачей
— ужесточение наказания на нападение на медработников
— повышение правовой грамотности медиков, обращение в полицию и суд в случае нападок
Автор: Открытая Россия, Лилия Сафина
Как сообщалось ранее, в лентах новостей всё чаще стали появляться сообщения о случаях нападения пациентов на сотрудников скорой помощи, участковых врачей, о конфликтах в медицинских учреждениях. Подробнее читайте: Скрытая угроза. Врачи – об агрессивных пациентах и своей безопасности.