В Иркутске скончалась 35-летняя женщина, инфицированная ВИЧ. Она поступила в реанимацию в тяжёлом состоянии, однако ее муж (тоже ВИЧ-инфицированный) запрещал врачам давать ей препараты антиретровирусной терапии. Кроме того, в течение семи лет женщина состояла на учете в Центре СПИД, но отказывалась принимать терапию из религиозных убеждений. Заражены ли дети – неизвестно.
Ситуацию прокомментировала московский адвокат Арина Субботина.
«В данном случае врачи должны были получить информированное согласие на лечение или отказ в нем именно от женщины, и они, собственно, его получили, она отказалась от лечения. Женщина совершеннолетняя, дееспособная. Она может отказываться от лечения и никто не может ее заставить, – говорит адвокат. – То, что ее муж находился рядом, он вообще никакого отношения к делу не имеет. Врачи у него даже спрашивать ничего не должны, потому что она является дееспособным взрослым человеком и его мнение о ее лечение вообще к делу не касается. Что касается врачей-реаниматологов, то они получают информированное согласие от пациента на оказание помощи. Согласие супруга, если она в сознании, на реанимационные меры не требуется. Без сознания – оказываются по умолчанию. Полагаю, со стороны реаниматологов реанимационная помощь была оказана в полном объеме, как того и требует законодательство».
Специалист отмечает, что согласно российскому законодательству, никто не может обязать пациентов принимать препараты или проходить химиопрофилактику. Согласно 323 Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан РФ», каждое лицо несет ответственность за состояние своего здоровья. По основам законодательства, медицинское вмешательство должно производиться только с согласия пациента.
«Вопрос теперь по их детям. Если они ВИЧ-инфицированные, страдают от последствий и не получают должного лечения, то в отношении родителей возможно привлечение к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности» и статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», – добавляет Субботина. – Сейчас для выяснения этого вопроса детей у них органы опеки могут изъять, если они находятся в опасной ситуации, после – поместить в стационар и выяснить, являются ли они ВИЧ-инфицированными. Если дети ВИЧ-инфицированные, и никакие меры не предпринимаются к их лечению, то наступает уголовная или административная ответственность ответственность по ст. 5.35 КоАП, в зависимости от степени общественной опасности их деяния. Также, например, наступает ответственность у ВИЧ-положительной женщины, по статье 122 УК РФ «Заражение ВИЧ-инфекцией», если она, например, кормит грудью своего ребенка, невзирая на предупреждение о недопустимости подобного».
По мнению адвоката, заставлять людей принимать препараты антиретровирусной терапии или проходить химиопрофилактику ВИЧ невозможно, даже если будут приняты какие-то законы об уголовной ответственности.
«Дело в том, что это мало выполнимое требование. Человека насильно, принудительно лечить практически невозможно – у нас демократическое государство. Вы же не отследите это все, это непосильная нагрузка для всей судебной системы . Это нужно ходить и следить за человеком, принимал он лекарства или нет. Тем более у нас существует 323 федеральный закон, – говорит Субботина. – Все, к сожалению, находится на плечах врачей, которые должны убеждать этих людей принимать терапию».
При этом, по словам адвоката, некоторые поправки в закон все-таки стоило бы ввести. Специалист отмечает, что в России нет уголовной ответственности за ВИЧ-диссидентство, хотя это очень важная тема на сегодняшний день.
«Я считаю, что нужно вводить уголовную ответственность за распространение недостоверной информации о ВИЧ. Многие люди говорят о том, что это не болезнь, что это ерунда, что это сговор фармкомпаний и врачей, но это не так. Людей вводят в заблуждение, что представляет собой серьезную общественную опасность. Уголовную ответственность за идеологию ВИЧ-диссидентства ввести нужно», – заключила Субботина.
Как сообщалось ранее, в Москве ВИЧ-диссидентка ищет помощи адвокатов, чтобы дальше беспрепятственно загонять в гроб себя и своих детей. Подробнее читайте: В Москве ВИЧ-диссидентка заразила детей, отказавшись от лекарств