Новыми национальными проектами правительства Медведева станут борьба с раком и цифровая экономика. Всего в программу заложены 13 проектов, на реализацию которых собираются потратить 25 триллионов рублей в 2019-2024 годы.
Главный врач-онколог Европейской клиники хирургии и онкологии Андрей Пылев рассказал телеканалу «Дождь», как и на что стоит потратить эти деньги в борьбе с раком.
Первичная профилактика
В России ежегодно регистрируется порядка пятисот тысяч первичных пациентов с онкологическими заболеваниями. 300 тысяч пациентов ежегодно умирают. Проблема заключается в том, что статистика заболеваемости растет. При этом большинство заболеваний выявляются на поздней стадии, когда возможности врачей, к сожалению, существенно ограничены.
«Именно поэтому я бы, наверное, уделил внимание в первую очередь первичной профилактике – скрининговым программам. Диспансеризация, как вы знаете, в том виде, в котором она была в советское время, в настоящий момент в России не существует, – говорит Пылев. – Но здесь можно было бы хотя бы пойти не по пути тотального обследования всего населения – это очень дорого, даже развитые страны не могут себе этого позволить – но хотя бы по американскому пути. Это когда мы выделяем определенные группы риска по определенным заболеваниям и обследуем их с точки зрения каких-то конкретных проблем, опухолей. Это, наверное, реальный путь и это очень важно».
Повышать уровень
Кроме того, врач-онколог обращает внимание на кадровый вопрос. По его мнению, подготовка специалистов – это очень важная тема, на которую необходимо акцентировать внимание.
«К сожалению, сейчас уровень врачей, особенно в регионах, которые сидят на первичном приеме онкологических пациентов, оставляет желать лучшего. Уровень достаточно низкий, не потому, что врачи плохие, а потому что, как правило, один онколог территориально обслуживает сотни тысяч людей, и врач вынужден тратить свое время на оформление какой-то медицинской документации, и ему некогда следить за теми изменениями, которые зачастую ежемесячно в онкологии как в науке, происходят».
Он полагает, что поддерживать определенный уровень невозможно, просто посещая какие-то «локальные местечковые конференции». Пылев считает, что необходимо постоянно участвовать в международных встречах с коллегами, посещать зарубежные стажировки – «только так можно быть хотя бы минимально на уровне».
Разобраться с регистрацией лекарств
Помимо вышесказанного, врач-онколог выделил еще одну проблему – в России очень сложно устроена процедура регистрации лекарственных препаратов. Пылев отмечает, что зачастую весь мир может уже в течение нескольких лет успешно применять и использовать тот или иной препарат в лечении онкологических заболеваний, а в России он вовсе может быть еще не зарегистрирован.
«А все потому, что процедура регистрации подразумевает сложнейшие длительные клинические исследования, несмотря на то, что препараты уже изучены. До нас в официальном формате очень многие лекарства доходят с очень большим опозданием, исчисляемым годами, либо некоторые препараты могут не доходить вовсе. Это тоже тот фактор, который необходимо менять, если мы хотим хотя бы минимально соответствовать какому-то среднему уровню оказания онкологической помощи».
При этом он отмечает, что в России есть довольно много клиник, как частных, так и ряд государственных, которые полностью, либо по каким-то отдельным направлениям абсолютно не уступают клиниках международным. «У нас традиционно сильно хирургическое направление и по уровню подготовки наших хирургов мы во многом даже превосходим европейские страны».
По мнению специалиста, несмотря на то, что для нового правительства, как было объявлено сегодня, 15 мая, борьба с раком будет приоритетом, ничего сверхсерьезного в России предпринимать не буду. «Я думаю, что как обычно это закончится покупкой тысячей томографов, которые в ящиках встанут по больницам и будут распакованы через несколько лет и все. Дай бог, чтобы я ошибался», – заключил врач-онколог Андрей Пылев.
Как сообщалось ранее, главный онколог СЗФО Алексей Беляев уверен: высокая заболеваемость и смертность от рака в стране объясняется тем, что нет профилактики. Как первичной — той, что позволяет вообще не нажить страшного заболевания, так и вторичной — позволяющей выявить заболевание на ранней стадии, когда есть шанс избавиться от него. Подробнее читайте: В высокой смертности от рака обвиняют онкологов