В конце апреля Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок к ФЗ №323 «Об охране здоровья». По словам инициаторов, документ поможет повысить качество медицинских услуг. С момента принятия закона, клинические рекомендации и протоколы лечения будут нести обязательные для исполнения характер.
Медики получат некий свод правил, по которым они должны будут лечить, а пациенты — гарантию, что российские врачи следуют единым проверенным рекомендациям.
Несмотря на то, что идея звучит довольно обнадеживающе, профессиональное сообщество восприняло инициативу правительства крайне негативно, передает «Здоровье Mail.Ru».
Неоднозначные ситуации
В первую очередь врачи опасаются, что начнут возникать абсурдные ситуации. Например, в настоящее время медик, выписывая антибиотик, должен для начала назначить препарат первого ряда. Эти лекарства — не самые современные, но зачастую их эффективности вполне достаточно. И только если этот антибиотик не принесет пользы, врач может назначать что-то более мощное из препаратов нового поколения. Однако, это только в теории.
На практике же врачи часто выписывают больному самый современный антибиотик. Специалисты считают, что это может привести к тому, что скоро разовьется всеобщая устойчивость даже к самым мощным антибиотикам, и тогда лечить тяжелые инфекции станет нечем. С этой позиции, как ни странно, единые стандарты назначения антибиотиков пойдут на пользу как пациентам, так и всему медицинскому сообществу. Но есть и другая сторона медали.
«Дело в том, что „клинические рекомендации“, которыми руководствуются врачи во всем мире, всегда подразумевают определенную степень свободы врача в принятии решения — исходя из особенностей пациента, сопутствующих заболеваний и так далее, – объясняет консультант «Здоровья Mail.Ru», кардиолог, кандидат медицинских наук Антон Родионов. – Как только „протоколы“ начнут иметь силу приказа, есть вероятность, что врач будет менее свободным в действиях, либо же за каждое отступление от протокола нужно будет долго и нудно отписываться от многочисленных проверяющих». В таком случае возможны ситуации, когда врач не сможет назначить альтернативный антибиотик, даже если положенный «по протоколу» вызывает у пациента аллергию или сильные побочные реакции.
Сборник заученных алгоритмов
При этом, несмотря на то, что в странах с прогрессивной медициной подходы к лечению тоже стандартизированы, по мнению врача-невролога, к.м.н., медицинского директора сети клиник «Семейная» Павла Бранда, это не та «доказательная медицина», о которой сейчас часто говорят.
«Это не так, хоть Минздрав в этом и уверен и старается всех в этом убедить. А поскольку уверен, то внедряет этот якобы иностранный опыт с упорством, достойным лучшего применения. Весь мир работает по рекомендациям, но между рекомендациями и протоколами — пропасть. Доказательная медицина — это образ мышления и инструмент для принятия качественных клинических решений, а не сборник заученных алгоритмов».
Антон Родионов добавляет в свою очередь, что если всех врачей заставят лечить людей по протоколу, то многие достойные специалисты просто напросто уйдут из профессии, не желая становится участником «фармакологического мракобесия».
«В некоторых специальностях, особенно в педиатрии и неврологии, существующие отечественные рекомендации и протоколы больше чем наполовину состоят из „фуфломицинов“ — препаратов, не имеющих доказанной эффективности, но внесенных туда под влиянием конфликта интересов между составителями рекомендаций и фарминдустрией. К этим препаратам можно отнести многочисленные иммуномодуляторы, гепатопротекторы, „очистители и укрепители сосудов“, поливитамины, гомеопатию и так далее», – отмечает он.
Кроме того, врачи возмущаются, что больные сами смогут проверять назначения и контролировать ход лечения. Мол, если все прописано в протоколах, зачем тогда вообще нужны врачи? «Давайте уж сразу двинемся дальше: пусть пациент сам открывает „протокол лечения“ и идет с ним в аптеку. Ну а что? Там же все написано…» — говорит Родионов.
По мнению Бранда, в настоящее время проблема заключается в том, что для работы по обязательным протоколам вообще не нужны врачи, нужны лишь медрегистраторы, «причем желательно без мозга». А медики, по-настоящему идущие в ногу со временем, просто вылетят из здравоохранения, так как не смогут работать по единым стандартам.
«В нашей клинике мы опираемся на международные аналоги клинических рекомендаций — гайдлайны Европы, США, Канады, Австралии. Многие отечественные клинические рекомендации списаны с них. Но те клинические рекомендации, которые отличаются низким качеством или содержат конфликт интересов, нами исполняться в ущерб пациенту не будут. Благо, новый законопроект для этого дает инструмент — мы можем не применять не подходящие пациенту методы из рекомендаций, обосновывая это решением врачебной комиссии», — рассказывает врач-гастроэнтеролог, к.м.н., генеральный директор клиники «Рассвет» Алексей Парамонов.
В долгосрочной перспективе – провал
Между тем, эксперты отмечают еще и положительные моменты данной инициативы – правда и здесь нужно смотреть на проблему с разных сторон. Так, Бранд считает, что закон позволит компенсировать недостатки знаний врачей, выровняет общий медицинский фон, а также уменьшит количество врачебных ошибок и осложнений.
Парамонов же подчеркивает, что появится ряд проблем именно в создании этих протоколов лечения. Он полагает, что «идея подвергнется профанации, и руководство клиник будет утверждать типовые „протоколы“, купленные по сходной цене у консалтинговых фирм. Сама идея описать процессы — отличная, но не всем она будет по карману», — говорит он.
«Я думаю, что на короткой дистанции такое решение даже даст серьезный положительный результат. В перспективе же это тупиковый путь. Это даже не шаг, а колоссальный прыжок назад, который аукнется только через несколько лет, когда машина здравоохранения окончательно развалится», — заключил Павел Бранд.
Как сообщалось ранее, 25 апреля Правительство РФ внесло в Госдуму законодательную инициативу, согласно которой по всей стране начнут одинаково оказывать медпомощь, а в больницах появятся протоколы, где будет прописано, как должен действовать врач в том или ином случае. Подробнее читайте: Действуем по схеме: почему закон о едином протоколе лечения ухудшит положение врачей