• Medrussia:
Болезнь врачебного “одиночества” в хирургии

Лет 25 назад на ЛКК разбирали одного заведующего крупным хирургическим отделением. Он в отделении не решался никак прооперировать молодого человека с рецидивирующим язвенным кровотечением. Когда вызвал областных специалистов, то там уже некого было брать на стол. Больной умер.

Заведующему было 58 лет, заслуженный, уважаемый и т. д. и т. п. Резекций сделал множество, последнюю резекцию дня за 4 до этого случая. А тут… полный провал. На вопросы «Почему. Что случилось» – ничего вразумительного. Председатель хирургического общества проф. А. А. Ольшанецкий бушевал, ораторствовал «Как так, не взять на операцию! При таком опыте и стаже! Снять с него категорию, убрать с заведования!».

Но Александр Александрович никогда не был заведующим, а главный хирург области Кириченко Б. Б. молчит и остальные корифеи в хирургии тоже. Решение так и не было принято, разъехались. Бедный тот хирург сам ушёл в поликлинику, где и проработал до смерти. Я, грешным делом, подумал тогда, что зав был в запое и ничего сообразить не смог. Но там же было ещё 4-5 хирургов, которые хоть и моложе, могли бы справиться с ситуацией. В общем, дело тёмное и для меня оставалось долгое время непонятным.

В «лихие» 90-е пришлось оперировать в разных больницах, республиках, странах. Повидал много хирургов. И вот тогда, стало проясняться поведение бедного заведующего отделением. Причём, подобное мною наблюдалось неоднократно. Я назвал это болезнью «одиночества» в хирургии. Всё ясно как в Божий день.

Может ли выдержать единственный хирург в районе, где нет анестезиолога, не с кем даже поговорить на хирургические темы, многолетнюю «каторгу?». Вечный дежурант, без выходных, праздников и отпуска. Из-за отсутствия «всего» возникают скандалы с руководителями, с коллегами заодно. Поддержки администрации больницы, коллег хирург лишается автоматически. Он становится «занозой» во врачебном коллективе. Выгнать его нет возможности, а вот изолировать… будьте любезны.

Что интересно, это случается и в хирургических отделениях по отношению к заведующему. «Чужой среди своих». Так тоже бывает, может быть даже чаще. Теперь о болезни, с моей позиции, без психоанализа и прочих теоретических рассуждений.

Болезнь “одиночества” в хирургии – это проблема профессионального здоровья или психотерапевтическая проблема, типа синдрома эмоционального выгорания? Но это точно не Джек Лондон, Юкон, «Болезнь одинокого вождя». Может все хирурги в процессе обучения, профессиональной деятельности Высшими силами чипированы? А чип срабатывает на необходимость ликвидации «устаревшего или изношенного оборудования?». Микрочип в ДНК, клетках Беца сохранял, накапливал определённый объём информации, а передать на «другие носители» некому. Ещё один фактор. Что тогда? Опять ликвидация? Да, много вопросов. Что же происходит с хирургами на самом деле?

Термин “психосоматика” предложил в 1818 году J. Heinroth, который объяснял многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Во врачебный лексикон термин “психосоматика” был введен венским психоаналитиком F. Deutsch в 1922 г., который позднее, в сороковые годы, эмигрировал с коллегами в США. Принято считать, что психосоматическая медицина — ровесница текущего века. XX, наверное. Однако речь при этом идет не о возникновении новой концепции в медицине, а о возрождении принципов медицины древности, подходившей к заболеванию как к специфически индивидуальному явлению, как к болезни конкретного человека, болезни души и тела. Во, психотерапевты завернули!!! Да, без бутылки сразу и не сообразишь.

Вот мои наблюдения, как хирурга-практика:

1. Эмоциональная нестабильность и мнительность.

2. Боязнь (не путать со страхом) снижения очень высокого профессионального уровня. Боязнь ответственности? В каком-то смысле да. Но это только в том случае, если хирург считает, что взять на себя ответственность – это свобода. Потому что многие путают «я должен» с «я хочу». Если я хочу взять на себя ответственность, то это мой свободный выбор. Но если в мозговую коробку и, не дай Бог, в подсознание закралась мысль (а это почти у большинства), что я должен, то это уже не свобода, а внушаемое со стороны чувство долга, то есть «ты должен».

Хирург считает, что это и есть ответственность и свобода. Но это далеко не так. Со временем он это начинает и сам понимать. Какая к чёрту свобода!!! Хирургия во многом зависимая специальность!!! Изначально мы не свободны в своих решениях, а должны строго действовать в определённых рамках. Термин «я могу» не употребляю. Это не о тех людях. В такой вот ситуации оказывается заведующий или единственный хирург в районе? И кто захочет на его место? Элитные хирурги и другие –ологи, причастные к рукоделию – прошу! Вы сможете его заменить? Даю гарантию, что через месяц вы пропустите пару аппендицитов у детей, не отличите карбункул от сибирской язвы. Будете с упорством лечить ДОА у больного с бруцеллёзной артралгией. Ещё нагнать страха или хватит? А взять на операцию больного с ОЖК при 900 тыс. эритроцитов и без компонентов крови. Слабо! Далее.

3. Расстройства сна. Чаще это инсомния — значительное сокращение нормы суточного сна вплоть до полной бессонницы.

4. Внутренний дискомфорт, наиболее тягостное самочувствие приходится на утренние часы. Нет праздника в душе, работа как ярмо. А надо!

5. Дискинезия рук, координаторные неврозы – профессиональное заболевание рук, особенно дрожательная форма. Профессиональный прогноз, как правило, неблагоприятный, чтобы там не говорили и писАли.

6. Хронический алкоголизм. Как исход выше перечисленного или уход от всех неприятностей. Господи, сколько хирургов пропало! Я не встречал районных хирургов, кто прожил более 70 лет. А от чего умирали? Цирроз печени, инфаркт миокарда, в основном. А кто прожил более, тот вовремя оценил ситуацию и ушёл на пенсию или в поликлинику на приём. Молодцы, что тут скажешь.

Понятно, что все эти синдромы не появляются в одночасье, как насморк при ОРВИ. Они накапливаются постепенно примерно к 25 годам изнуряющей работы. Это не модный синдром эмоционального выгорания. И я, когда говорят о СЭВ после 10-15 лет работы, просто недоумеваю. Чему там гореть и что может выгореть? Это обычное безденежье, неприятности в семье, на работе и многое, что, по большому счету, не стоит и выеденного яйца. Не хочу обижать врачей других специальностей, у них свои «тараканы», но для хирургического брата это очень актуально.

Сейчас найдутся критики. Закрыть эти отделения, они не нужны, они балласт, пустая трата денег. А вы спросили участковых терапевтов, педиатров, работников СП? Спросите. Что они вам скажут. Через одного или всех больных посылать на консультацию за много км в другое лечебное учреждение? А травма?

Дорожная карта – отписка на все случаи жизни. Ерунда в России эта карта. Кто придумал эту блудливую фразу? Наказать. 10 лет на участке и 5 на вызовах! И как высшая, исключительная мера – хирургом единственным в район на пожизненный срок! Зарплата, тарифы ОМС – забудем. К кому обращаться хирургу с данной проблемой? К проктологу с сексопатологом или кардиологу с невропатологом? Смеётесь? Никуда он не пойдёт. Будет тянуть лямку как ломовая лошадь. Упадёт, отнесут и забыли. Вы думаете это не так? Коллеги, это не гротеск. Эта наша пугающая реальность в хирургии.

Что же делать? Вечный вопрос в России, а для хирурга просто жизненно важный, первостепенный.

Первое. Хирургия есть там, где её поддерживает администрация больницы и местная администрация. Нет поддержки, нет хирургии. Это аксиома.

Второе. Дорожите хирургическими кадрами. Ни один коллектив не требует такой тщательной слаженности, доверия и честности в работе, как хирургический. Разрушить его можно, но создать заново – никогда!

Третье. Коллеги, не завидуйте хирургам, не валите все грехи на них. Им со своим рукоблудием в пору разобраться. Знайте, что кроме хирургов к вам на помощь никто не придёт, не выручит.

Вот уже много лет я стараюсь донести эти вещи до умов главных врачей и руководителей разных уровней. На словах всё понимают, даже что-то обещают, а на деле ничего. Остаётся одно, хирурги, работайте по ситуации и берегите здоровье. Спасибо в больнице Вам никто не скажет. Только на похоронах.

Автор: хирург Александр Графов, лучшее из “Доктора на работе”.

Как сообщалось ранее, детский нейрохирург Юрий Кушель проводит чуть больше пятисот операций в год, но если на рубеже 90-х ему казалось, что еще немного и российская медицина подтянется к американской и европейской, то сейчас удачей будет вернуться хотя бы к советской системе. Подробнее читайте: «Если ты в хирургии всем доволен, то ты деградируешь как профессионал»

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры