Главный внештатный специалист-онколог Минздрава Архангельской области Ольга Новыш рассказала 29.ru рак каких органов чаще всего диагностируют в регионе, есть ли альтернатива дорогостоящему заграничному лечению здесь, в Архангельске? Чем опасны платные обследования, и почему люди отказываются от лечения?
Архангельский областной клинический онкологический диспансер загружен более, чем на 100%.
Сейчас в области болеют раком более 30 тысяч человек.
Один из народных тезисов таков: в Архангельской области риски заболеть выше, потому что у нас есть космодром и судостроительные производства.
— Я бы не стала рассматривать это как критерий, — комментирует Ольга Новыш. — В нашей области высокий показатель заболеваемости, потому что большая часть северян — это пожилые люди. Ни для кого не секрет, что молодежь уезжает, население стареет, при этом продолжительность жизни увеличивается. А рак — это как раз такое заболевание, которое обычно проявляется у пожилых людей, — то есть люди стали доживать до своего рака. Поэтому нельзя сказать, что здесь у нас какая-то особенно неблагополучная атмосфера.
Опухоль кожи и меланома – на первом месте
При этом Ольга Новыш уточняет, что рак диагностируется и у молодых людей, — есть отдельные локализации рака, которые проявляются до пенсионного возраста и даже у детей. Для каждого возраста характерны свои заболевания. Для молодежи — это, как правило, лимфомы. Первые симптомы лимфом — увеличение размеров лимфатических узлов разных групп — шейных, подмышечных или паховых.
Врач отметила, что, конечно, есть негативные факторы, которые оказывают влияние на здоровье, но неверно их рассматривать как истинные причины рака.
Ольга Новыш отмечает, что сегодня в области можно выделить пять самых распространенных диагнозов. На первом месте по числу заболевших — злокачественные новообразования кожи и меланома. На втором — рак легких, это, как правило, пациенты после 50 лет, длительно курящие. На третьем — рак молочной железы. На четвертом — желудок. На пятом — ободочная кишка.
Пациенты приходят поздно
Хотя генетическая предрасположенность имеет некоторое влияние, но это незначительный показатель, всего 5-7%, рассказала врач.
«Причем наследуется не сам рак, а предрасположенность к нему. Поэтому, конечно, нужно следить за здоровьем. Я уверена, что никакие врачи, никакие диспансеризации не могут заставить или мотивировать человека регулярно обследоваться, если он сам этого не захочет — и я сейчас говорю о простом походе к терапевту и в смотровые кабинеты», – рассказала Ольга Новыш.
Врач добавила, что в Архангельской области наружные локализации выявляются поздно, и ответственность за это лежит не только на врачах первичного звена, но и на самих пациентах, которые порой затягивают с визитом в больницу.
Доктор списывает это на менталитет людей: человек видит, что на коже что-то появилось, но оно не болит и он думает, что всё само пройдёт.
Получается, на нулевой стадии рак не беспокоит, пациент не обращается, но на следующих этапах ему все сложнее помочь.
Лечение за границей или в России
Пятилетняя выживаемость — это один из ключевых показателей эффективности работы онкологической службы. Он оценивается, как процент пациентов, живущих пять и более лет с момента постановки диагноза. В Архангельской области этот показатель выше, чем в целом по России.
По словам врача, это означает, что «лечить мы умеем». А то, что многие архангельцы, обращаются за лечением за границу, онколог считает, что люди находят в этом стимул и надежду.
«Возможности местной медицины не хуже, чем за рубежом. Есть сложности с доступностью, однако по программе государственных гарантий пациент ожидает лечения не более двух недель. Знаете, возможно это будет показателем, наши врачи-онкологи — такие же люди, как все, и тоже болеют. В том числе — онкологическими заболеваниями. И лечатся они здесь. Не в столице и не за границей», – рассказала Ольга Новыш.
Важно начать лечение сразу
Идеальная ситуация, когда пациент сразу понимает, как важно быстро начать действовать, чтобы не терять время, — с таким боевым настроем все преодолеть проще. Однако разные бывают люди, кто-то даже отказывается от лечения. Может, они опасаются, что процедуры им навредят. Люди прячутся с головой под одеяло с надеждой, — а вдруг само пройдет. И все же чудес таких не бывает, если врач диагностировал рак, заболевание не может само по себе исчезнуть, и все истории об этом — красивые выдумки. С нашими пациентами работают психологи, но каждый врач-онколог — тоже психолог. Порой приходится сильно постараться, чтобы пациент почувствовал силы и желание лечиться.
Иногда же люди сначала начинают заниматься самолечением, в том числе благодаря Интернету.
«Я советую доверять свое здоровье только компетентным специалистам», – подчеркнула Ольга Новыш.
Как сообщалось ранее, за последние пять лет в социальных сетях огромную популярность начали набирать сборы на лечение. Подробнее читайте: Фальшивая благотворительность: как родители зарабатывают миллионы на болезнях детей.