Председатель комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов напомнил, что законопроект о клинических рекомендациях и протоколах вызвал множество замечаний и в комитете, и в профессиональном сообществе, и у докторов. В частности, среди вопросов, требующих сверки позиций — соотношение рекомендаций с порядками оказания медицинской помощи, роль Министерства как регулятора и как госструктуры, которая будет утверждать эти клинические рекомендации и другие аспекты.
Директор Департамента организации медпомощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Евгений Камкин подчеркнул, что что проект в течение двух лет разрабатывали при плотном взаимодействии профессиональных экспертов.
Он нацелен на формирование системы управления качеством медицинской помощи, урегулирования вопросов порядка разработки, утверждения и применения клинических рекомендаций. Инициативой предусматривается включение рекомендаций в систему оказания медпомощи.
«Таким образом, будет сформирована замкнутая система управления качеством, обеспечивающая оказание медпомощи пациентам на основе единых критериев, что будет полностью соответствовать мировым практикам», — заключил Евгений Камкин.
Он добавил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены все замечания.
Помимо этого, в законопроект заложена процедура согласования клинических рекомендаций, которая будет осуществляться посредством рассмотрения на научном совете Министерства специально созданной научно-практической группой.
«Разработка рекомендаций остается прерогативой профессиональных экспертов», — сказал Евгений Камкин.
Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль прокомментировал применение стандартов для оценки работы медработников, заявив, что «мы не лечим по стандартам, и оценивать нашу работу по стандартам глупо».
«Законодателям желательно, в первую очередь, решиться и убрать из 323-го Закона стандарты, как основу оценки качества оказания медпомощи», — призвал Леонид Рошаль. – Не преувеличивая и не преуменьшая роль клинических рекомендаций, мы говорим, что для нас очень полезно иметь срез последних сегодняшних достижений в конкретной области. Этим документом могут стать клинические рекомендации».
При этом в рекомендации должна быть палитра решений и подходов, каждый из которых носит рекомендательный характер, считает Леонид Рошаль.
По его мнению, в законе должно быть закреплено, что врач имеет право не следовать клинической рекомендации.
«Над документом нужно работать, но времени нет, этот законопроект необходим уже сегодня», — сказал Президент НИИ.
«Нам нужно сделать такой закон, чтобы не мучить профессиональное сообщество каждые два-три года, меняя методологии», — заключил Леонид Рошаль.
Дмитрий Морозов подчеркнул, что «клинические рекомендации должны быть написаны настолько интеллигентно, тонко, чтобы мы не поставили в неудобное положение своих коллег в разных клиниках и в разных субъектах РФ».
Директор ФГБУ «НКЦ оториноларингологии ФМБА России» Николай Дайхис заявил, что «клинические рекомендации сегодня — это в значительной степени руководство к действию, а с другой стороны – нормативные документы для проверяющих следственных органов».
Принимавшая участие в заседании член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко сообщила, что комитет поддерживает законопроект, так как он «вносит очень важное и давно ожидаемое врачебным сообществом изменение в систему стандартизации здравоохранения».
Конечной целью законопроекта является повышение качества оказания медицинской помощи, считает она.
Как сообщалось ранее, Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов считает, что ко второму чтению законопроект о клинических рекомендациях требует существенной доработки. Подробнее читайте: «Клинические рекомендации дают право главврачу единолично решать вопрос переаккредитации специалиста».