Евгения Бесхмельницына занимается разработкой инновационного анальгетика на базе НИИ Фармакологии живых систем НИУ БелГУ (Белгород).
О том, чем анальгетик будущего отличается от основных конкурентов, как далеко удалось продвинуться в исследованиях и когда можно будет увидеть новую российскую разработку на аптечных полках, рассказывает “Деловой трибуне” автор разработки.
«Научной работой вплотную я начала заниматься в 2008 году, когда, будучи студенткой 3 курса лечебного факультета Курского медуниверситета, решила выполнять курсовую работу на кафедре фармакологии, – говорит Евгения. – Заведующим кафедрой тогда был профессор М. В. Покровский, человек потрясающей работоспособности, гений, заражающий своей любовью к науке. Те, кто долго занимается наукой, знают, что она имеет свойство увлекать и затягивать. Так и я, после защиты курсовой работы уже больше не могла представить свою жизнь без науки и в последующие годы продолжила заниматься научно-исследовательской деятельностью под руководством профессора М. В. Покровского. Вслед за научным руководителем после окончания университета я переехала в г. Белгород и начала обучение в ординатуре, параллельно продолжив заниматься научной работой уже на базе ЦДКИ НИУ БелГУ. Непосредственно моя работа над анальгетиком нового поколения началась около пяти лет назад с математического моделирования и экспериментального синтеза молекулы нового препарата. Затем было получено вещество в виде порошка и началось его тестирование».
По словам Евгении, хорошим подспорьем в исследовании стал грант, выигранный по программе «УМНИК». На эти средства было проведено исследование противовоспалительной активности нового вещества и подтверждена его токсикологическая безопасность: исследования показали, что препарат практически нетоксичен, что позволяет говорить о возможности его применения в качестве лекарственного средства. Кроме того, было установлено, что экспериментальный анальгетик не только превосходит Кеторол по выраженности анальгетического действия, но и сравним с ибупрофеном по противовоспалительным свойствам. А ибупрофен в настоящее время обладает наибольшей противовоспалительной активностью среди препаратов из группы НПВС (нестероидных противовоспалительных средств).
На данный момент в НИИ фармакологии живых систем НИУ БелГУ завершаются фармакокинетические исследования данной субстанции на лабораторных животных и изучение ее распределения по органам и тканям.
По мнению учёной, проблема повышения эффективности анальгетиков назрела очень давно и, к тому же осложнялась отсутствием необходимых технологий и оборудования. Кроме того, практически все присутствующие на сегодняшний день на рынке обезболивающие препараты работают по одному и тому же принципу (блокируя выработку простагландинов, повышающих чувствительность болевых рецепторов) и при этом имеют ряд неприятных побочных эффектов вроде риска запуска процесса образования язв в желудке.
«Новый препарат действует принципиально иначе, чем традиционные лекарства, – подчёркивает Евгения. – Он работает с первоисточником боли в организме, с так называемыми TRPA1 ионными каналами, являющимися одними из основных интеграторов болевых и воспалительных стимулов, полностью блокируя их, в результате чего, боль перестает ощущаться. В современных рецептурных анальгетиках основным действующим веществом является кеторолак, в сравнении с которым новое вещество в два раза активнее. Такой результат дали уже первые доклинические исследования на лабораторных крысах, который впоследствии был подтвержден и уточнен. Мы доказали, что новое вещество превосходит препарат Кеторол как по выраженности анальгетического действия, так и по длительности эффекта. Также, на мой взгляд, у нашего анальгетика очень большой коммерческий потенциал. Его производство доступно для отечественной химической промышленности, что гарантирует доступную цену препарата, в 2 – 3 раза ниже рыночной стоимости субстанции кеторолака».
Тем не менее, на аптечных полках новый препарат появится не скоро. В частности, впереди – исследования на добровольцах, затем – несколько лет использования рецептурного препарата. Всё это необходимо для выявления отложенных побочных эффектов. Только после успешного прохождения данных этапов, которые в совокупности займут 7 – 8 лет, можно будет говорить о выходе нового лекарства к массовому потребителю.
Как сообщалось ранее, согласно подсчётам Минздрава и фармкопмании «Московский эндокринный завод», который является главным производителем наркотических обезболивающих в России, в стране наблюдается острая нехватка обезболивающих. Подробнее читайте: В регионах катастрофически не хватает обезболивающих