Врач отметила, что у детей рак развивается очень стремительно и иногда бывает настолько агрессивным, что за сутки опухоль увеличивается вдвое. В таких случаях ребёнок не может ждать даже одного дня и необходимо немедленно начинать диагностику, чтобы понять, что происходит и какое нужно назначить лечение.
«Некоторые новообразования растут вообще скрыто или маскируются. Лейкоз, например, может начинаться с обычной ангины или пневмонии. Опухоль в почке – достигать больших размеров, не вызывая никаких жалоб. Часто ее находят случайно: папа активно играл с сыном и почувствовал в его животе что-то твердое», – рассказала онколог.
Она пояснила, почему в селах врачи не всегда замечают симптомы рака. По словам врача, дело не в плохой подготовке или халатности, просто случаи детской онкологии достаточно редки, заболевают 13-15 детей из 100 тысяч.
«Другое дело, что каждому доктору необходимо иметь онкологическую настороженность. Образно говоря, у него постоянно должна быть в голове сигнальная лампочка, чтобы понять – это не банальное ОРЗ, а, возможно, начало тяжелого заболевания. И действовать надо по правилу: в первую очередь исключи все плохое, а потом разбирайся. К сожалению, многие специалисты таких навыков не имеют. В российском медицинском образовании на детскую онкологию отводится пять дней, иногда даже три, если попадают праздники. И после института доктора тоже могут ни разу не услышать про рак. На курсах повышения квалификации им рассказывают об узких отраслевых вопросах, а представителей нашей специальности приглашают крайне редко. Поэтому в России с ранней диагностикой опухолей у детей возникают трудности. Вот и получается, сначала лечат, что легче, а об онкологии думают в последний момент», – рассказала Маргарита Белогурова.
Она пояснила, что в их клинике выздоравливают более 80% детей, потому что изначально врачи ориентировались на протоколы европейских клиник, особенно немецких.
«Стараемся, чтобы для детей по максимуму закупались только оригинальные препараты, эффективность и токсичность которых нам известна. Ведь мы имеем дело с опасным недугом и столь же опасным лечением, которое нередко вызывает тяжелые, иногда непредсказуемые реакции. Стараемся лечить детей лучшим, что есть сегодня. Руководство поддерживает нашу позицию, средств из бюджета на медикаменты и расходный материал выделяется достаточно», – подчеркнула онколог.
Врач рассказала, что, когда она училась в университете, выживаемость онкологических детей составляла всего 20%, сейчас этот показатель превышает 80%.
«В детской онкологии произошел огромный скачок, революция и российские врачи, в том числе сотрудники нашего отделения, сделали ее своими руками. Причем мы никогда не отступаем, используем все шансы до последнего. Иногда кажется – все очень плохо, а ребенок вопреки всему «выскакивает». Мы должны по-прежнему быть в одной связке – медики, родители, государство. Иначе можем потерять завоеванные позиции, а это непростительно», – заключила Маргарита Белогурова.
Как сообщалось ранее, в последние годы в стационарах Ярославской области идёт сокращение больничных коек, в том числе в педиатрии. Подробнее читайте: Ярославский педиатр: Закрытие стационара приведёт к тяжёлым онкологическим последствиям для детей.