Что касается здравоохранения, то в регионе есть вопросы, связанные со смертностью, рассказал зампремьера. Она выше средней по России, особенно по болезням органов кровообращения и злокачественным образованиям.
Кроме того, Карелия – большая территория с малой плотностью населения. Во многих районах оставляет желать лучшего транспортная доступность. Здесь должна быть совсем другая система организации медицинской помощи, в том числе, маршрутизации больных.
«Я все время говорю: надо везти пациента не туда, куда ближе, а туда, где помогут. Это непросто, ведь пока мы везем больного, ему также нужно оказать необходимую помощь. А это – профессионализм медицинского персонала. Считаю, что мы все эти вопросы с Министерством здравоохранения решаем и имеем определенные успехи», – рассказал чиновник.
Игорь Корсаков рассказал, что первое из необходимого для Карелии – это создание полноценной первичной медико-санитарной помощи. Начинать необходимо с санпросвет работ. Каждый фельдшер, участковый, врач общей практики в первичном звене должен знать всех пациентов в лицо, знать, кто находится в группе риска, довести до пациента, чем может помочь государство.
Также очень важны профосмотры, и мы должны обеспечить 100-процентный охват населения. «Но, например, я выезжаю в район, а там 65%. Люди не идут. Самое главное, люди должны знать, что им грозит. Мы с Минздравом и главврачами пытаемся донести до населения: если есть риски, надо обследоваться, тем более возможность такая предоставлена. Это аксиома», – отметил эксперт.
Специально для этого закупаются передвижные ФАПы для населённых пунктов с население менее 100 человек.
«В рамках Национального проекта здравоохранения мы готовим региональный проект, по которому будут создаваться первичные онкологические амбулаторные центры, к которым будет прикреплен каждый населенный пункт. Думаю, в этом году уже начнем работать по новой схеме.
Она такова. Сначала пациента обследуют на уровне центральной районной больницы, и если появляются подозрения на онкологию, то он направляется в центр на первичное исследование, где есть томограф, УЗИ высокого класса. Кроме того, в центрах будут койки дневного стационара. Сегодня пока есть проблема: когда проводится химиотерапия, то пациенту зачастую приходится на капельницу ехать, например, из Костомукши в Петрозаводск», – рассказал Игорь Корсаков.
Карелии нужен новый онкодиспансер, работа в этом направлении уже проводится: власти подыскивают земельный участок под строительство.
Игорь Корсаков также рассказал о проблеме в работе главных врачей региона.
«У нас 49 медучреждений, и 12 из них на 1 января 2018 года имели просроченную кредиторскую задолженность в 156 миллионов рублей. Кроме того, главврачи получили 340 миллионов рублей штрафов от ФОМС, в том числе, за неправильное оформление документов.
Я говорил о том, что 12 учреждений из 49 создают проблему, и эти полмиллиарда рублей могли уйти на лекарственное обеспечение жителей. Это же безобразие. Вы пришли в больницу и должны создать такие условия для простого доктора, медсестры и санитарки, чтобы они работали и не оглядывались: что, где и когда привезут.
Главные врачи – менеджеры. Они должны организовать процесс так, чтобы их подчиненные ни в чем не нуждались. Как говорится, дверь закрыта – залезь в окно. Ты для этого – руководитель, этого я прошу и требую.
Но хочу отметить: в целом отношения с главврачами у нас хорошие. Потихоньку все входит в рабочее русло. При этом я понимаю, что важно сначала научить руководителя, а потом требовать. Это процесс долгий. Бывает, что главврач приходит на должность, но не знает, как проводятся закупки», – пояснил замвице-премьера.
По его словам, главврачей в регионе хватает, но есть потребность в среднем медперсонале и врачах – 453 человека.
«Сегодня в Карелии 41,9 врачей на 10 тысяч населения при среднероссийском показателе почти в 39. Обеспеченность средним медперсоналом в республике порядка 103 человек на 10 тысяч населения, среднероссийский показатель – около 86.
Другой вопрос – диспропорция между югом и севером. В село сегодня мало едут, как и везде. Помогает программа «Земский доктор», с 2012 года на работу в районы прибыли 96 врачей, в прошлом году – 23. Мы повысили предельный возраст для соискателя до 50 лет, включили в программу поселки городского типа с населением до 50 тысяч человек, но этого недостаточно», – отметил чиновник.
Как сообщалось ранее, экс-министр здравоохранения Башкирии, бывший главный врач городской больницы и хирург Фанил Шамигулов рассказал, почему из региона уезжают студенты-медики, как выбирали главврачей раньше и сейчас, об уровне подготовки в республиканском медуниверситете, а также о зарплатах заместителей. Подробнее читайте: Шамигулов: В больницах Башкирии нет денег на бинты и мыло, а у главврачей по 8-9 замов.