Такое «толерантное» отношение продемонстрировали жители Челябинска, узнав, что в располагаемом в давние времена здании детского сада на улице Шуменской, 14 предполагается разместить Центр по профилактике и борьбе со СПИДом .
Впрочем, при чем тут отношение к больным? Жители соседних домов, относясь к больным как к родным, всего лишь не хотят, чтобы ВИЧ-инфицированные ходили по улице Шуменской и не сидели на лавочке перед домом.
Мирный ВИЧ – в каждую челябинскую семью
Жители, с их слов, понимают, что ВИЧ в быту не передается, «но никто не может гарантировать, что посетители центра не будут здесь колоться или плеваться. Рядом расположена туберкулёзная больница, больные с открытой формой ходят в одни магазины с нами, сидят возле наших подъездов — нам этой угрозы хватает».
И такая несознательность и пещерный уровень информированности очень беспокоит Министерство здравоохранения региона. Сам министр здравоохранения Челябинской области Сергей Приколотин озабочен сложившейся ситуацией – нужно же Государственную стратегию выполнять, а тут жители бунтуют. Нехорошо.
В минздраве региона комментируют:
«Учитывая важность реализации государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России, необходимо повышать информированность граждан по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формировать социальную среду, исключающую дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека».
Правильно говорят, ведь информированность – это основа профилактики, как у здания фундамент, а не косметический ремонт. Один только вопрос возникает: а кому вы этот призыв адресуете, господа руководители челябинского здравоохранения? Кто должен повышать информированность и бороться с дискриминацией до последней капли крови? Не вы ли? Не вам ли подведомственные медицинские организации? Не образовательные учреждения? Не челябинские СМИ?
Не слишком хорошо это в Челябинской области получалось, судя по цифрам. В области 39878 ВИЧ-инфицированных, пораженность населения ВИЧ – высокая. А высокая пораженность – это индикатор качества профилактической работы и ее адекватности в недалеком прошлом.
Но и настоящее не радует: в регионе генерализованная стадия эпидемии, ВИЧ вышел из «групп риска» и стремится проникнуть в каждую южноуральскую семью, в каждый дом – мирно, без криминала, не через употребление наркотиков, а половым путем.
В этом году 62,6% вновь выявленных ВИЧ-положительных в области заразились при половых контактах. Поэтому озабоченность жителей выглядит по меньшей мере запоздалой: беспокоиться нужно было раньше, когда на уютной детской площадке реально собирались и кололись потребители наркотиков. Может быть, и сейчас они там собираются, бросая использованные шприцы в сочную зеленую траву, потому что программ профилактики для наркозависимых в городе нет?
О ВИЧ-пациентах замолвите слово…
Слов нет, специалисты должны работать в нормальных условиях. Насколько нормальными можно считать условия в бывшем здании детского сада – другой вопрос, за неимением гербовой пишем на простой.
Для ВИЧ-положительных размещение Центра СПИД тоже удобно и приятно – заботятся о них. Одно лишь смущает: домик, в котором планируется разместить Центр СПИД – «нехороший», с длинной историей. Судя по материалам статьи, после закрытия детского сада в нем располагался детский туберкулезный санаторий, потом – детская туберкулезная больница.
Жители, конечно, предпочли бы воссоздание на Шуменской, 14, детского сада, но… Роспотребнадзор считает, опираясь на нормативные документы, что размещать детей в здании, где ранее находилась туберкулезная больница – нельзя даже при тотальной дезинфекции помещений (что сделать чрезвычайно трудно – микобактерия туберкулеза это вам не вирус гриппа).
И тут у меня возникает неудобный для руководителей челябинского здравоохранения вопрос: почему к больным ВИЧ-инфекцией относятся хуже, чем к детям? Насколько здоровые дети более, чем больные ВИЧ-инфекцией, уязвимы перед туберкулезом?
Законный вопрос, ведь у больных ВИЧ-инфекцией разрушена или серьезно повреждена система иммунитета. А возбудитель туберкулеза, которым инфицирован каждый взрослый, в ослабленном ВИЧ организме пробуждается, вызывая заболевание. Туберкулез, кстати, является основной причиной смерти больных ВИЧ-инфекцией. Об этом кто-то подумал?
Боюсь, что нет. Поэтому у больных ВИЧ-инфекцией могут возникнуть вопросы к руководству челябинского здравоохранения не только в связи с перебоями диагностическими системами для мониторинга лечения.
Проблемы с организацией закупок этих тест-систем можно кое-как объяснить «рекомендательным характером» национальных рекомендаций по лечению.
Будут ли убедительными для прокуратуры Челябинской области объяснения минздрава региона по поводу принятого решения о размещении Центра СПИД в здании бывшей туберкулезной больницы, если такие вопросы возникнут? Поживем – увидим.
Спите спокойно, жители Челябинска
Не стоит опасаться больных ВИЧ-инфекцией на улицах, граждане Челябинска: ВИЧ в быту не передается и по воздуху не летает.
А вот почему больные с открытой формой туберкулеза из расположенной по соседству туберкулезной больницы, свободно ходят по улице и в магазины? Это вопрос обоснованный и неприятный не только потому, что среди этих больных богато ВИЧ-инфицированных и потребителей наркотиков. Возбудитель туберкулеза по воздуху как раз и летает.
Спите спокойно, но не забывайте о застарелом журналистском штампе: «СПИД не спит!». Вы его уже проспали. Челябинская область входит в ТОП-10 регионов России с высокой пораженностью населения ВИЧ, занимая малопочетное девятое место. И, к сожалению, пятое место по заболеваемости. Показатель заболеваемости – это индикатор качества профилактической работы в настоящее время. Не 10 лет назад, а сейчас!
Автор: Сергей Олейник, врач-эпидемиолог, специалист по социально значимым заболеваниям
Как сообщалось ранее, главный врач Центра СПИД в Коми Сергей Поган рассказал изданию о том, как непросвещённых людей запугивают темами о ВИЧ/СПИД. Подробнее читайте: Главврач Центра СПИД: Заразится ВИЧ, сев на иголку в метро, невозможно