Авторы исследования «Здоровое здравоохранение: шаг в будущее для российской медицины» международной The Boston Consulting Group (BCG) пришли к выводу, что подготовка медработников не отвечает потребностям рынка. Выпускники медвузов не обладают необходимыми для самостоятельной работы компетенциями, плохо работает система повышения квалификации и переподготовки врачей, в отрасли сохраняется дефицит специалистов, передаёт РБК.
Молодой российский врач на старте карьеры не готов к практической работе, говорится в исследовании: «При обучении в университете студент-медик получает слабые практические навыки, сопоставимые с уровнем подготовки медсестер на Западе».
Стандарты медобразования устарели, говорится в исследовании BCG: «Обучение в ординатуре и на курсах профессиональной переподготовки повсеместно курируют профессора, незнакомые с принципами доказательной медицины и результатами современных исследований».
Архаичны и некоторые специальности, например «ультразвуковая диагностика» и «функциональная диагностика». На Западе использование УЗИ — привычная практика для любого специалиста, отмечают в BCG.
Формально УЗИ входит в обязанности специалиста по ультразвуковой диагностике, такая практика ограничивает врача-гинеколога, например, в проведении такой процедуры самостоятельно, говорит ректор Смоленского института последипломного медицинского образования, вице-президент Национальной медицинской палаты Наталья Аксенова.
Постдипломное образование не систематизировано, работа преподавателей строится чуть ли не на общественных началах, отмечает директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев: «Вместо точных критериев оценки ординаторов — масса формальных документов, ни один из которых не ориентирован на конечную цель обучения — научить принятию решений, общаться с пациентом, владеть мануальными навыками».
Мало информированы о роли участия ординаторов в клинической практике и сами пациенты, отмечает главный врач московской городской больницы им. В.В. Виноградова Ольга Шарапова: «В клинической больнице есть кафедры, где проходят обучение молодые специалисты. Вместе с заведующим отделением пациентов должен вести и клинический врач-ординатор».
Система повышения квалификации врачей и оценки качества их работы формальна, отмечают аналитики BCG, в том числе и в руководящем звене. Низкий заработок — препятствие для самостоятельного обучения. Не развита система вневузовских грантов и стипендий.
30% врачей не умеют пользоваться электронной почтой, не говоря уже о более сложных информационных системах цифрового здравоохранения, говорит директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов.
В стране не хватает радиологов (проводят диагностику и лечение методами лучевой терапии), психиатров, гериатров (занимаются болезнями старческого возраста), врачей скорой помощи, неонатологов (занимаются здоровьем новорожденных детей) и др. Дефицит врачей первичного звена составляет, по оценкам Минздрава РФ на 2017 год, порядка 27 тыс. специалистов.
Как сообщалось ранее, ректор Высшей Школы Организации и Управления Здравоохранением Гузель Улумбекова рассказала о главных проблемах с доступностью первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Подробнее читайте: «Низкая зарплата и неуважительное отношение пациентов усиливают дефицит врачей».