«Давайте примем, что в России качество оказания медицинской помощи катастрофически низкое», – отметил он.
Ранее директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко сказала, что контроль соблюдения клинических рекомендаций должен стать полностью автоматизированным, для чего сами врачи и эксперты обязаны будут создавать их по единым алгоритмам.
По мнению эксперта, создание рекомендаций лечения очень сильно ограничивает врачей и делает их работу механистической, но пользы от простых алгоритмов, которые бы были созданы для лечения стандартных случаев, существенно больше, чем вреда. «Безусловно, работа с ними причинит серьезный дискомфорт врачу терапевтической специальности, поскольку обяжет жестко следовать таким алгоритмам», – подчеркнул специалист.
Ярослав Ашихмин считает, что российские терапевтические клинические рекомендации написаны хорошо и в действительности очень полезны, просто врачи их не читают. «Я это говорю как человек, который провел собеседование, включая короткие телефонные интервью, уже с более полутора тысячами докторов при принятии их на работу. Считаю, что автоматизированный контроль – это, можно сказать, жест отчаяния, который обусловлен тем, что врачи в массе своей не владеют на достаточном уровне технологиями лечения даже «стандартных» заболеваний и не читают клинические рекомендации. Если бы они их читали и действовали в соответствии, то необходимости в создании жестких алгоритмов, которые обязывают врача лечить только так, а не иначе, не было бы. Врачи не захотели работать «по-хорошему», вот и получают от Минздрава «по-плохому». Кстати, многие врачи среднего уровня говорят, что такие алгоритмы им нравятся: нажал кнопку – получил список обследований и назначений, думать не надо. В случае проблем с пациентом легко сослаться на стандарт», – выразил своё мнение эксперт.
Идея автоматизированного контроля за клиническими рекомендациями, если она не будет доведена до абсурда, может быть реализована, убежден Ярослав Ашихмин. «Важно дополнительно сделать ветку, которая позволяет в нетипичных ситуациях отправлять пациента в центр компетенции или консультироваться у компетентного специалиста. Это часто необходимо при сопутствующих заболеваниях, когда они делают серьезный вклад в клиническую картину и требуется изменить клинический путь, что может быть не предусмотрено алгоритмом», – оговаривает эксперт.
Что касается участия врачей в разработке клинических рекомендаций по заведомо единым алгоритмам, то речь должна идти об экспертах, работающих в рамках профессиональных ассоциаций, считает он: «Безусловно, в эту работу должны быть включены и обычные практикующие врачи, их мнение должно быть услышано».
Как сообщалось ранее, на вопрос о том, обязательны ли для соблюдения клинические рекомендации и протоколы лечения по вопросам оказания медицинской помощи, ответил доктор медицинских наук, профессор, ведущий канала для врачей «РТР-Медицина» Дмитрий ПИВЕНЬ. В нашем главном медицинском законе (а именно в федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») о клинических рекомендациях говорится в части 2 статьи 76. Подробнее читайте: Российские законы обязывают врачей соблюдать клинические рекомендации.