• Medrussia:
ТД: Онколога судят за “поборы” с пациентов из-за недофинансирования

В Обнинске (Калужская область) уже два года расследуют дело главы Центра брахитерапии рака предстательной железы, онколога Павла Свиридова.

Он обвиняется в коррупции – якобы брал деньги с пациентов за одобрение субсидий на операцию. Защита же утверждает, что государственной субсидии было недостаточно для проведения операции, поэтому онколог просил пациентов по возможности доплатить за расходные материалы, которые покупал на собственные средства, передают «Такие дела».

Павел Свиридов одним из первых в России начал применять низкодозную брахитерапию – методика без хирургического вмешательства и массивного облучения при лечении начальной стадии рака предстательной железы.

В 2010 году он стал основателем Объединения брахитерапевтов России и на данный момент эту методику применяют в 29 центрах страны.

С 2002 года до своего ареста в декабре 2016 года врач прооперировал более 2,5 тысячи пациентов со всей России. Сейчас многие из них ездят в суд, чтобы поддержать доктора.

Версии обвинения и защиты

До 2015 года Минздрав выделял на брахитерапию 459 тысяч рублей на пациента по программе ВМП, с января того года субсидия была уменьшена почти вдвое.

По мнению гендиректора ФГБУ «НМИЦ радиологии» Андрея Карпина, размер субсидии полностью покрывает все расходы. По его словам, подобные операции укладываются в стоимость квоты и стоят порядка 259 тысяч рублей.

Защита Павла Свиридова настаивает, что операция по брахитерапии обходилась минимум в 470 тысяч рублей, включая затраты на различные расходные материалы.

С апреля по август 2016 года в центре вообще не было закупленных больницей игл — это подтверждает один из свидетелей защиты. За это время, однако, Павел Свиридов израсходовал на лечение больных минимум 1307 игл стоимостью более 1,3 миллиона рублей.

Павел Свиридов рассказал, что недостающие расходники он покупал сам. Пациентам сообщал, что выделенной субсидии недостаточно, и просил по возможности доплатить.

Так, по данным адвоката Эдуарда Бурушко, на расходные материалы в 2015 и 2016 годах онколог потратил более 5,4 миллиона рублей из своих и заемных денег, а пациенты вернули ему только 4,2 миллиона рублей.

Следственный комитет же не нашёл доказательств, что расходных материалов не хватало и предъявил врачу обвинение в коррупции по 24 эпизодам: по версии следствия, Свиридов получал взятки за помощь в получении квоты на операцию, а также на организацию лечения, госпитализацию и его проведение.

Взятка или пожертвование

В 2016 году пациент Иванцов (фамилия изменена) повторно обратился в больницу, утверждая, что шесть лет назад Свиридов его не долечил. Врач сообщил ему, что норматив снизился и предложил доплатить за операцию. После операции пациент обратился в прокуратуру.

Спустя три месяца, в ноябре, он вернулся на приём с сотрудником ОБЭП, которого представил своим сыном. Правоохранитель несколько раз предлагал деньги онкологу, но тот отказывался.

В декабре 2016 года оперуполномоченная Змий представилась невесткой Иванцова, зашла к Свиридову в кабинет, положила на его стол конверт с деньгами и вышла из кабинета. Сразу же после этого онколога задержали и предъявили обвинения в коррупции.

Показания по уголовному делу давали также 22 пациента, которые давали деньги врачу. Все они утверждали, что делали это добровольно и на получение квоты это никак не влияло.

Адвокат врача Антон Павлов рассказал, что иногда пациенты обращались к Свиридову напрямую. Тогда в больнице собиралась комиссия, которая составляла протокол, где говорилось, что КБ № 8 может принять больного. Защита утверждает, что эта бумага была необходима только для планирования графика операций, но обвинение расценивает ее как доказательство взятки.

«Если обвиняемый писал справку, что их центр берется оперировать этого больного, версия следствия обоснована, — прокомментировал ситуацию независимый эксперт Сергей Грибков, глава адвокатского бюро «Грибков и партнеры». — Если врач получал деньги в качестве компенсации за расходники, то это может быть нарушением правил государственных организаций, превышением полномочий. Все-таки или работаешь на госслужбе, или частно».

Проблемы здравоохранения – своими силами

Сопредседатель профсоюза врачей «Действие» Андрей Коновалов отметил, что установленные в нашем здравоохранении правила, часто заставляют врачей делать ложный выбор. По его словам, случается так, что пациенту нужно дорогостоящее обследование, которого по полису ОМС придётся ждать полгода, но тогда оно уже может не понадобиться, а предлагать пройти его в частной клинике за деньги врач не имеет права.

Президент «Лиги защитников врачей» Семен Гальперин уверен, что Свиридов попал в ситуацию, когда врачу приходится решать проблему здравоохранения своими силами. По его мнению, онколог был вынужден ставить проблему недофинансирования перед пациентами.

«С точки зрения формального законодательства его поступок достаточно спорный, а с другой стороны, многие люди благодаря его действиям сохранили жизнь и здоровье. Я считаю, что государственная политика в реформе здравоохранения более преступна, чем те действия, которые совершил данный доктор», – подчеркнул Гальперин.

Приговор онкологу должны вынести в ближайшее время, а следующее заседание назначено на 30 октября

Свиридова могут приговорить к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима и 30 миллионам рублей штрафа.

Как сообщалось ранее, в Волгоградском областном суде 19 октября состоялось итоговое заседание по делу пластического хирурга Марсело Нтире. Рассмотрев апелляцию, суд оставил приговор без изменения: три года колонии общего режима, моральная компенсация в размере миллиона рублей и три года без практики. Подробнее читайте: Приговор врачу Марсело Нтире вступил в силу: «Из меня сделали убийцу».

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры