• Medrussia:
«Врач должен проявлять изобретательность, если не хватает каких-то лекарств»

Хирург Виль Тимербулатов, который в медицине уже 43 года, рассказал изданию proufu.ru о том, с чем ему ежедневно приходится сталкиваться на работе.

Виль Тимербулатов – член проблемных комиссий РАМН «Минздравсоцразвития России «Колопроктология» и «Хирургия органов брюшной полости», руководитель Республиканского эндоскопического центра, Президент Ассоциации хирургов Республики Башкортостан, член Президиума Правления Всероссийского общества хирургов, отличник здравоохранения РФ, заслуженный врач Российской Федерации, Республики Башкортостан и Ингушетии.

Виль Тимербулатов рассказал, что в школе очень хорошо знал химию, но решил, что поступить на химический будет слишком просто, решил усложнить себе жизнь и сдал экзамены в медицинский. Уже с первого курса он знал, что станет хирургом, даже вступил в кружок и по 5-6 часов проводил в анатомичке, препарировал трупы.

На третьем курсе будущий врач начал самостоятельно искать пути лечения селезёнки, так как только 20 лет назад к неё начали относиться как к нужному органу.

В практическом руководстве по оперативной хирургии Литтманна так и написано: «На селезенку существует только одна операция – это удаление».  При этом, никто не знал, как избежать последствий удаления селезёнки в виде инфекционных заболеваний, которые могли привести к летальному исходу.

«На кафедре вуза мы разрабатывали методы сохранения селезенки, придумали органозамещающие и органосохраняющие операции. Потому что то, что дано природой, надо сохранять. Человек даже со своими совершенными знаниями не достигнет понимания всех закономерностей природы. Наша задача как науки – выявить закономерности природы и в ее рамках помочь человеку. Стремиться стать выше природы – значит, пытаться стать Богом, наверное», – отметил доктор.

Хирург описал свой стандартный рабочий день. Начинается он в 07.30, в кабинете проходит пятиминутка по результатам обхода, обсуждается состояние и лечение тяжелобольных, составляются планы лечения.

Затем проходят плановые и внепланове операции.

Раньше врач делал 2-4 операции в день, а сейчас – 2-3 в неделю.

«Считаю, что хирургия – удел молодых. Операция требует не только умственного труда, но и физической нагрузки. К примеру, я больше делаю операции на толстой кишке. А там, в малом тазу, всегда трудно, приходится держать руки растопыренными. Иногда бывает, что настолько устаешь, что начинаются судороги. Потом едешь в машине и не можешь руль держать.

Под вечер ухожу домой, но всегда знаю, что происходит в моем отделении. В 22:00 всегда звоню в больницу и спрашиваю обстановку. Мои сотрудники могут звонить мне в любое время, если возникнут какие-то вопросы», – рассказал хирург.

Врач отметил значительный прогресс в хирургии, который произошёл за годы его практики – в первую очередь, это эндоскопическая и лапароскопическая хирургии.

Сейчас хирургия совсем другого уровня. Она малотравматичная, косметическая, с минимальной потерей крови и в интересах больного. Если взять открытую хирургию, то она в интересах хирурга, потому что ему так удобно: сделать большой разрез, руками, иногда даже в четыре руки, ковыряются в больном, что приводит к травмам и инфицированию.

«Сейчас нужно с больным обсуждать, предлагать несколько вариантов, получить его согласие. Это в советское время здоровье человека принадлежало государству, а сейчас только человеку.

Когда-то я только мечтал делать рентгенэндоваскулярную операцию, а сейчас мы спасаем людей от инфаркта миокарда, инсульта и нарушения мозгового кровообращения каждый день. Если раньше приходилось полностью раскрывать полость, рассекать артерии, устанавливать стенки и удалять тромбы, то сегодня это делается через прокол на руке или бедре. В Башкортостане, да и России в целом, в этом плане пошли далеко вперед, что даже приблизились к мировой хирургии», – отметил хирург.

Ещё одним прорывом в хирургии Виль Тимербулатов назвал трансплантологию.

Но, чтобы использовать все высокотехнологичные методы, нужно соответствующее оборудование, а оно есть не везде.

«Действительно, можно владеть хорошими знаниями, но этого недостаточно, если все технологии привязаны к оборудованию. Есть очень много хороших врачей, но им нужно создавать условия», – уверен хирург.

Кроме того, по его словам, есть определённый дефицит препаратов, но медучреждения всё равно пытаются обеспечить всем необходимым в рамках стандартов лечения.

«Врач же должен проявлять изобретательность, находить консервативные методы лечения. Все нужно комбинировать, потому что редко встретишь заболевания, для лечения которых используется только одно средство. Есть стандарт, но он не является догмой. Это ориентир, в рамках которого врач должен действовать, ведь каждый больной имеет свои особенности. Надо выходить за рамки даже ради одного больного, если это необходимо для его выздоровления», – отметил доктор.

Кроме того, сейчас мало кто хочет становится хирургом, так как в любой ситуации стараются обвинить врача, в результате чего престиж профессии падает.

При этом главным качеством хирурга Виль Тимербулатов называет профессионализм, который должен начинаться с момента подготовки врача.

«За шесть лет обучения я ни разу лекции не пропускал и всегда говорил, что есть две причины для пропуска занятий – смерть или ты попал в реанимацию. Сейчас тоже строго спрашиваю со своих сотрудников, возможно, даже немного перегибаю палку, но в медицине иначе никак. Врач должен учиться каждый день. Даже если ты делаешь операцию в 500-й раз, знания все равно нужно освежать. Я заставляю своих сотрудников выписывать журналы по медицине. К примеру, сам тоже, начиная с 1975 года, выписываю шесть журналов. Повторение – мать учения.

Врач должен быть внимательным и с чувством сострадания. Потому что человек пришел в последнюю инстанцию и, вступив на территорию больницы, думает, что его уже спасают. Он приходит с надеждой, и мы должны ее оправдать», – заключил хирург.

Как сообщалось ранее, профессор, доктор медицинских наук, завкафедрой общей хирургии Медицинского Института CDAE имени М. К. Аммосова, заслуженный врач РС (Я) Виктор Игнатьев рассказал о пути освоения профессии врача – хирурга, становлении хирургического и колопроктологического отделений  Республиканской больницы №2 – Центра экстренной медицинской помощи, о системе образования, и, конечно же, о студентах. Подробнее читайте: «Состояние хирурга описать словами просто невозможно, если умирает прооперированный тобой пациент».

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры