За последние два года по всей России для «больного» Артёма из Ростова собрали более четырёх миллионов рублей. И только недавно выяснилось, что чеки из аптеки, анализы и заключения врачей родители мальчика подделывали, передаёт bloknot-rostov.ru.
Впервые пользователи сети узнали об Артёме в октябре 2016 года на форуме «РостовМама». Его мать Александра Сёмкина рассказала, что её девятилетний сын Артём начал страдать болями в ногах после неудачно перенесённого ОРВИ. Врачи ставят страшные диагнозы и требуется множество средств на лечение.
“У моего сына рак – лимфома Ходжкина, – на странице форума с пометкой “Срочный сбор!” женщина подробно рассказала о том, как семья борется за здоровье мальчика, пожаловалась на дороговизну лечения и попросила помощи. – Приобрели дорогостоящие шарнирные ортезы с регулировкой угла изгиба (а Артёму нельзя сгибать полностью колени, т.к. кость может лопнуть до конца и выпасть), прошли курс приема препаратов, назначенные ЛФК и терапии, соблюдали полный покой и ограничения в нагрузке на ногах”.
В качестве поручителя за просительницу выступила одна из давних и авторитетных посетительниц форума. Она подтвердила личность Александры и тот факт, что ребенок есть, и он действительно болен. Этого оказалось достаточно для того, чтобы сердобольные посетительницы форума “РостовМама” начали распространять информацию о сборе денег Артёму, и семье мальчика потекли деньги.
На форуме «РостовМама» часто организовывают сбор средств для больных детей. По словам одного из модераторов Марины Рыковой, по поводу Артёма они получили подтверждение, что мальчик действительно болен, и начался сбор средств. Сначала это были небольшие суммы, которые со временем стали только расти – 500, 700 тысяч на лекарства.
Сейчас в “РостовМаме” признают, что слишком доверились просительнице и фактически сбор денег был оставлен без контроля.
Предпринимательница Виктория Кочеткова говорит, что лично отдала в руки матери больного мальчика 125 тысяч рублей. Женщина занимается благотворительностью давно и не смогла пройти мимо истории Артёма.
«Первый раз увидела это объявление в инстаграме, наблюдала, как идет сбор. Я часто помогаю в таких ситуациях, ну а тут посмотрела – семья положительная, оба родителя работают, пятеро детей – кому помогать, как не им? – вспоминает Виктория. – Сначала написала “Саша, хочу вам помочь. Расскажите, где вы работаете, чем занимаетесь”. После этого на меня прям набросились в комментариях – зачем, дескать, я такие вопросы задаю; какая типа разница, раз человек в беде. Потом я уже поняла, что такие комментарии эти люди пишут сами, чтобы отпугнуть сомневающихся. Она мне в личку ответила, что работает юристом, муж – автомеханик. Я лишь хотела убедиться, что буду помогать действительно нуждающейся семье».
Виктория рассказала, что на встречу к ней Александра приехала с мужем на машине, марку которой предпринимательница не запомнила.
«Мы поговорили. Она мне сказала, что нужна 121 тысяча рублей на покупку лекарства для Артема, которое надо срочно забрать со склада именно в тот день до трех часов, иначе потом придется покупать в разы дороже, – вспоминает благотворительница. – Я отдала ей деньги, она потом даже на форуме выложила подтверждение – “Спасибо ИП “Кочеткова”, Пушкинская, 176. У меня небольшой продуктовый магазин там», – рассказала предприниматель.
Это произошло в сентябре 2018 года. К этому времени Александра насобирала на форуме около четырёх миллионов рублей. Всё это время матери удавалось убеждать пользователей в болезни своего ребёнка.
«Подозрения, что что-то не так, возникали несколько раз, – говорит модератор Марина Рыкова. – Странно было: лекарства покупаются, процедуры проходят, а ребенок не уходит ни в какую ремиссию, сбор идет и идет. На лекарства, на обследование, на оплату перелетов в Москву и палат. Потом кто-то решил проверить документы, которые она выкладывала в качестве доказательств расходования средств».
Оказалось, что у некоторых документов фальшивые “шапки”, в чеках – несуществующие ИНН, а печать врача на одном из документов совпала с печатью рекламы компании, которая занимается изготовлением печатей.
Поэтому участницы форума решили устроить проверку и прийти в дом к Александре. Она согласилась принять «ревизию» и предоставить все имеющиеся документы.
Когда три женщины приехали домой к Александре, то увидели на вид здорового ребёнка и отсутствие стерильности, которая должна быть в доме, где живёт ребёнок, прошедший химиотерапию.
«Мы приехали втроем, по дороге я захватила двух опытных бухгалтеров, – рассказала Марина Андреева. – Приехали, вошли в дом. Я видела Артема – он спускался по лестнице сам, вприпрыжку и не вовсе не выглядел тяжело онкобольным ребенком. К тому же я знаю, как ведут себя родители, у которых ребенок прошел химиотерапию. На форуме только и вопросов: какие фильтры для воздуха поставить дома, как обрабатывать поверхности, куда пристроить животных. Таким детям нужна практически стерильная обстановка. Дом, куда мы приехали, мягко говоря, был далёк от этих стандартов. Мальчик выглядел вполне нормально. Вовсе не как ребенок, недавно переживший химиотерапию. Александра нам выложила целую стопку документов. Но что важно: за 2016 года там действительно – всё очень четко – анализ крови, всё с чеками, заключения врачей. Ни за 2017, ни за 2018 год никаких убедительных документов представлено не было. Всё на словах. Лекарства ей привозят какие-то врачи по договоренностям, фамилию она их не назовет».
Когда женщины спросили, откуда на документах поддельная печать, вспоминает Марина Андреева, мама Артема рассказала им историю о том, что в сверхсовременном детском онкологическом центре им. Димы Рогачева этот документ им выдала врач, которая не захотела под ним подписываться сама.
После этого сомнений у проверяющих стало еще больше.
«Я думаю, что дело было так, – говорит Марина Андреева. – Ребенок в 2016 году действительно болел. Ему нужна была помощь. В том числе помощь была получена за счет благотворителей. А потом людям просто понравилось, они вошли в азарт. А что: работать не надо, деньги капают».
«Мы не жили на эти деньги два года, как пишут на форуме, – говорит женщина. – Все деньги были потрачены на лечение ребенка. Я работаю, муж работает, с детьми сидит моя мама. А свежие отчеты о потраченных деньгах я не могу выложить, потому что меня заблокировали на форуме.
Дом мы снимаем, машина у нас в лизинге, а выгляжу я шикарно, как там говорят (на форуме “РостовМама” – прим. ред.), стрижка там у меня, ногти, так это потому, что у меня за последние годы волосы все выпали», – рассказала в своё оправдание Александра.
Подобные истории эксперт Русфонда Оксана Денисова называет “токсичной благотворительностью” и приводит примеры наиболее распространенных ситуаций, в которых призывает жертвователей не поддаваться первым эмоциям, а мыслить критически: “Я помогал ежемесячно многодетной безработной маме в течение 3 лет, а она никак “не могла” найти работу”, я разочаровался в благотворительности” (Удобно человеку быть на иждивении у более обеспеченных, понимаете?). “Мы собирали-собирали деньги, а ребенка оказывается и нет” (Вы общались с врачами? Вы общались с мамой, с ребенком? Видели документы только через интернет?). “Давайте срочно собирать деньги, там все очень плохо!” (А мама уже в 3 фондах числится и в каждом ей помогают – вы проверили?). “Давайте купим лекарство подешевле за границей!” (Вы несете ответственность за реакцию организма на заграничный аналог?) “Срочно требуется операция! 5 миллионов рублей! Давайте поможем!” (А квота положена? А в России делают?)
«Ребята, все это – токсичная благотворительность, – говорит Оксана Денисова. – Которая порождает разочарование, недоверие и нежелание помогать. Помогайте через проверенные фонды!»
Виктория Кочеткова, которая лично передала на лечение Артёма 125 тысяч говорит, что уже знает о ситуации, которая сложилась вокруг истории с мальчиком: «Знаете, что я подумала, когда мне всё это рассказали? Что – слава Богу! – у нас на одного больного раком ребенка стало меньше».
Как сообщалось ранее, за последние пять лет в социальных сетях огромную популярность начали набирать сборы на лечение. Однако далеко не все задумываются о том, действительно ли деньги пойдут по назначению и не являются ли подставными опубликованные документы. Подробнее читайте: Фальшивая благотворительность: как родители зарабатывают миллионы на болезнях детей.