Недавно Министерство здравоохранения РФ объявило целых десять аукционов на поставку препаратов для лечения орфанных заболеваний почти на 4 миллиарда рублей. При этом нормативный акт, включающий препараты в госпрограмму «Семь нозологий», вступит в силу только с 1 января, сообщал «Коммерсантъ». Кроме того, на минувшей неделе глава департамента лекарственного обеспечения Минздрава Елена Максимкина заявила, что закупать препараты по орфанным заболеваниям ведомство начнет досрочно. Она объяснила, что пойдет «на нарушение законодательства» в соответствии с постановлением Верховного суда, которое гласит, что нарушение возможно, если существует риск для жизни и здоровья граждан.
Вице-президент по маркетингу и продажам биотехнологической компании Biocad Олег Павловский рассказал «Медицинской России» о том, с какими редкими заболеваниями приходится бороться жителям нашей страны, сколько денег требуется на лечение и почему инициатива Минздрава грамотна, но требует доработок.
Группы редких заболеваний
Как отмечает Павловский, сегмент орфанных заболеваний состоит из двух больших групп. Первая группа — начальный перечень редких заболеваний, в который входят 214 наименований. В список входят заболевания, соответствующие утвержденному в России критерию: не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Болезни относятся к редким вне зависимости от того, существуют ли для них методы лечения и лекарственная терапия.
Вторая группа — более узкий перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний. Сегодня в эту группу входят 24 заболевания, которые приводят к инвалидности и сокращению жизни. Они предусматривают лекарственную терапию орфанными препаратами, производство которых является одним из приоритетов фармацевтических компаний.
«С 2008 года по отношению к больным семи видами заболеваний из этого списка в России действует программа «Семь нозологий». В рамках программы бесплатную терапию лекарственными препаратами получают больные гемофилией, рассеянным склерозом, болезнью Гоше, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, пациенты со злокачественными новообразованиями кроветворной, лимфоидной и родственных им тканей и пациенты, перенесшие пересадку органов, – говорит Павловский. – В 2019 в список входят еще пять нозологий: гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз трех типов (I, II и VI)».
Стоимость препаратов
По словам эксперта, стоимость препаратов, назначаемых при орфанных заболеваниях, крайне высока ввиду малого количества пациентов и высокой стоимости разработки высокоэффективной лекарственной терапии.
В настоящий момент в России зарегистрирован 121 взрослый и 287 детей с диагнозом атипичный гемолитико-уремический синдром (аГУС). Так, курс лечения одного пациента с этим заболеванием оригинальным препаратом обходится государству почти в 40 миллионов рублей. Общий объем рынка — 5,737 миллиардов рублей.
Кроме того, как подчеркивает вице-президент компании, в России зарегистрировано 384 взрослых и 7 детей с диагнозом пароксизмальная ночная гемоглобинурия (ПНГ). В этом случае лечение каждого пациента обходится государству почти в 30 миллионов рублей. Общий объем рынка — 4,249 миллиона рублей.
С диагнозом ювенильный системный артрит в стране зарегистрировано свыше 2 тысяч пациентов. На этом рынке существует несколько вариантов терапии, и увеличение или сокращение текущего объема рынка — 900 миллионов рублей — зависит от выбора конкретного препарата.
«Грамотное решение»
Как отмечает вице-президент компании, на сегодняшний день терапия этих нозологий является самой затратной в России. Их включение в федеральную программу поспособствует освобождению бюджетных средств регионов для пациентов с другими нозологиями.
«Решение Министерства Здравоохранения о досрочной закупке препаратов для программы — абсолютно грамотное решение. Приобретение таких препаратов уже сейчас обеспечит бесперебойный доступ тысяч пациентов по всей стране к дорогостоящей и крайне важной терапии», – считает он.
«Логичным следующим шагом в улучшении положения пациентов станет корректировка существующей нормативно-правовой базы. Сейчас назначение препаратов для ряда заболеваний — в частности, ревматических заболеваний — зачастую происходит лишь после получения пациентом инвалидности. После терапии пациенты выходят в ремиссию и теряют право на лечение. В результате препарат получают далеко не все больные, которые в нем нуждаются. Мы надеемся, этот вопрос также вскоре будет решен. А появление на рынке новых российских игроков и препаратов сделает высокозатратную терапию доступнее для каждого больного», – заключил Вице-президент по маркетингу и продажам биотехнологической компании Biocad Олег Павловский.
Как сообщалось ранее, редакция решила спросить у врачей и благотворителей стоит ли лечить одного тяжёлого больного, если на эти же деньги можно вылечить сотни других. Подробнее читайте: «Для региона лечение орфанного заболевания – это финансовая катастрофа».