Николай Аркадьевич Дайхес, директор Научного центра оториноларингологии ФМБА России, член-корреспондент Российской Академии Наук, рассказал Научной России о деятельности подшефной ему организации, проблемах и достижениях.
Институту оториноларингологии уже более 80 лет – он основан в 1935 на базе Московской медицинской академии. Разумеется, в те времена не шло речи о том шикарном здании, что имеется сейчас, однако попытки оборудовать современный научно-практический центр делались неоднократно – в 1946-м, в 50-е годы прошлого века и в 1975 году. То, что имеется на сегодняшний день, получилось в результате четвертой попытки.
«Путь наш был не из легких. Институт все эти годы существовал под разными названиями. Был Государственный, Центральный институт ухо-горло-нос, а в последние десятилетия он носил название Московского НИИ уха, горла и носа. Он располагался на базе Боткинской больницы, потом его в девяностые годы свернули, и какое-то время он существовал где-то между решениями о его полном закрытии и передачей под управление Московского здравоохранения», – рассказывает Николай Аркадьевич.
Решить проблему у него получилось в 2000 году, когда он занимал пост депутата Государственной Думы. Будучи врачом-оториноларингологом, Дайхес, разумеется, не мог быть равнодушным к печальному положению своей специальности, возникшему несмотря на существующие возможности, более, чем достойную школу, высококлассных специалистов.
«Мы были, наверное, в худшем положении из всех остальных специальностей, – вспоминает директор Центра. – Если брать, например, наших коллег офтальмологов – у них три института только в Москве. А в оториноларингологии картина обратная».
Возведение Центра длилось долгих 14 лет. Связано это с тем, что финансирование строительства выделялось по остаточному принципу, в то время как при строительстве других федеральных медицинских центров существовал государственный заказ, позволяющий проводить работы с соблюдением всех сроков.
«…особая ценность строительства нашего Центра состоит в сочетании оптимальной цены и высокого качества», – заявляет Дайхес.
Также он отмечает, что те 4 года, которые прошли с момента открытия Центра, тоже были сложными. Необходимо было сформировать структуру Центра, коллектив, включающий медицинский персонал и административно-технический состав, и одновременно с этим заниматься лечением больных. Формирование коллектива потребовало временных затрат и испытательных сроков, поскольку далеко не все желающие подходили по профессиональным, морально-этическим и другим критериям. На сегодняшний день эта проблема практически полностью решена и теперь центр может выполнять те задачи, которые перед ним стоят.
В настоящее время Научный центр оториноларингологии является одним из самых крупных медицинских учреждений в России. Его производственная мощность – 250 высокотехнологичных коек по заболеваниям уха, горла и носа, а также хирургии головы и шеи. Здесь выполняется порядка 9000 высокотехнологичных операций в год, и медицинская помощь как взрослым, так и детям оказывается в рамках ОМС, то есть более 70% пациентов не платят за лечение. Научно-клиническая база включает 13 отделов со стационарными отделениями, в которых имеются комфортные одно-двухместные палаты со всеми удобствами. «У нас не только высококлассное лечение, но и отличные условия пребывания. И кормят, кстати, отлично», – отмечает Николай Аркадьевич.
Специалистами Центра выполняется весь спектр высокотехнологичных операций в области оториноларингологии и хирургии головы и шеи, а также получены десятки патентов по методикам лечения заболеваний указанных областей, получившим общемировое признание. Кроме того, получила свое развитие и пластическая хирургия. «Сегодня оно <направление пластической хирургии> переживает ренессанс, превращаясь в широкое междисциплинарное направление из узкого клуба пластических хирургов», – поясняет Дайхес.
Специалистам Центра совместно с главным внештатным специалистом по пластической хирургии Натальей Евгеньевной Мантуровой удалось развернуть пластическую хирургию от элитарности к доступности и обеспечению безопасности для здоровья и жизни пациентов. Коммерческие клиники, в которых оперируют зачастую «приходящие» хирурги, пусть и с блестящей репутацией, зачастую не имеют необходимого дорогостоящего оборудования, и потому послеоперационные последствия бывают печальными. В государственном же учреждении работают сертифицированные врачи, есть полноценное анестезиолого-реанимационное отделение, где больной находится под круглосуточным наблюдением медперсонала, а также имеет место ответственность перед пациентом и его родственниками.
«Поэтому нам нужно вернуть пластическую эстетическую хирургию в полном объеме в систему государства, которая будет работать и отвечать всем требованиям современной медицины 21 века», – поясняет директор Научного центра оториноларингологии.
В Центре существует и развивается ряд уникальных направлений. Отохирургия, считающаяся очень тонкой и сложной областью во всем мире, здесь достигла значимых успехов. Специалисты отделения заболеваний уха под руководством профессора Хассана Диаба – ведущего отохирурга России и специалиста с мировым именем, выполняют все виды операций на ухе, в том числе и слухоулучшающие, санирующие вмешательства при воспалительных процессах, микрохирургические реконструктивные операции на звукопроводящем аппарате среднего уха, ауто- и аллотрансплантация, кохлерарная имплантация, позволяющая вернуть слух абсолютно глухому ребенку или взрослому, хотя в основном эти операции выполняются в детском возрасте.
За последние десять лет Россия вошла в тройку стран, занимающихся данной проблематикой по количеству и качеству операций. Также в Центре проводится успешное оперативное лечение холестеатомы, невриномы слухового нерва, гломусной опухоли и пластика лицевого нерва. Хорошая репутация специалистов центра в профессиональном сообществе обусловлена во многом активным междисциплинарным взаимодействием. «Слаженная работа наших врачей позволяет успешно проводить крайне сложные случаи, как например, удаление невриномы лицевого нерва сложной анатомической локализации с пластикой нерва за одно оперативное вмешательство», – поясняет Николай Аркадьевич.
Лечением пациента занимаются не только врачи-хирурги, но и специалисты диагностических подразделений центра – аудиологи, руководит которыми врач-сурдолог, победитель конкурса молодых ученых Антон Мачалов, специалисты лучевой диагностики, без помощи которых не проводится ни одно хирургическое вмешательство.
Отохирурги и челюстно-лицевые хирурги одномоментно проводят пластику по всей протяженности дефекта ствола лицевого нерва.
Также важным направлением работы Научного центра оториноларингологии является лечение болезни Меньера. Это коварное заболевание, способное привести к инвалидности даже здоровых молодых людей. Специалистов, занимающихся его лечением, мало. В Центре таких больных обследуют специалисты отделения вестибулогии и отоневрологии под руководством кандидата медицинских наук Ольги Зайцевой, аудиологии и сурдологи, специалисты отделения заболеваний уха. В настоящее время это единственное в России место, где столь пристальное внимание уделяется медикаментозному и хирургическому лечению болезни Меньера.
Важным направлением в отохирургии является пластика врожденных и приобретенных дефектов наружного уха (микротия, атрезия слухового прохода). Отохирурги совместно с челюстно-лицевыми хирургами способны восстановить ушную раковину и слуховую функцию у таких пациентов. В таком объеме эти операции выполняются только в США.
Что касается ринологии, то специалисты центра отходят от увлечения предыдущих поколений хирургов-оториноларингологов устранением искривления носовой перегородки. Теперь внимание уделяется более сложным направлениям – операциям на глотке, в области основания черепа с применением малоинвазивной эндоскопической техники, что уменьшает кровопотерю, обеспечивает сохранность анатомических структур носа и его физиологические функции, что сокращает время реабилитации пациента. Специалисты центра проводят уникальные, операции, которые не делает практически никто. Например, операции при синдроме обструктивного апноэ сна, то есть при остановке дыхания во сне и храпе, уникальные операции по пластическому закрытию перфорации носовой перегородки с использованием собственных тканей, устранение ликвореи, одномоментные операции по удалению доброкачественной опухоли носа с одномоментной реконструкцией многослойными ротационными лоскутами.
В Центре также существует отделение сомнологии, занимающееся диагностикой причин и лечением храпа и других расстройств сна.
«Когда человек приходит с жалобами на нарушение носового дыхания или храп, мы должны провести детальное обследование и необходимую диагностику, чтобы увидеть причину недуга, иногда и на неврологическом уровне», – поясняет Дайхес.
Важным направлением работы Центра является микрохирургия гортани. Доктор медицинских наук, Ибрагим Нажмудинов, возглавляет отделение, где лечат пациентов с различными заболеваниями: парезами, стенозами гортани, различными параличами, папилломатозом гортани, отеками Рейнке, доброкачественными, предраковыми образованиями, послеоперационными осложнениями и различными травмами гортани.
«Недавно у нас была пациентка, которой буквально из кусочков оставшегося хряща пришлось собирать гортань», – с гордостью рассказывает Николай Аркадьевич.
Хирургия гортани проводится с помощью новейших технологий, в том числе и углекислого лазера, также применяются разработанные местными врачами авторские методики, благодаря чему лечить заболевания гортани в Научный центр оториноларингологии приезжают не только пациенты из регионов, но также жители ближнего и дальнего зарубежья. Это не только онкологические больные, но и больные с последствиями травм гортани, в том числе, и автомобильных, канюленосители. «Гортань – очень нежный хрящевой орган. Наверное, самый сложный орган человеческого организма», – поясняет директор Центра.
Действительно, строение тканевых структур гортани не повторяется более ни в одном органе, а антигенный состав ее настолько сложен, что попытки пересадить гортань не увенчались успехом.
Зато успех достигнут в других областях – например, специалисты Центра научились микроскопически восстанавливать просвет при папилломатозе, рубцах, парезах и параличах гортани.
Успех лечения зависит не только от хорошо проведенной операции, но и от реабилитационного периода. И тут в дело вступают фонопеды и фониатры под руководством Екатерины Осипенко, без которой не проходит ни одно музыкальное телешоу, концерт или опера.
«Уникальное подразделение фониатров и фонопедов проводит огромную, кропотливую работу по реабилитации ларингектомированных пациентов, пациентов после сложных хирургических вмешательств, возвращая им радость голосового общения», – поясняет Николай Аркадьевич.
Рак гортани, органов головы и шеи в настоящее время входит в пятерку самых распространенных онкологических заболеваний. Онкология является междисциплинарной областью и она требует внимания не только со стороны медицинского сообщества и министерства здравоохранения, но и со стороны государства. Несмотря на значительный прогресс в области лечения онкологических заболеваний, строительство и функционирование крупных федеральных онкологических клиник, успехов химио- и лучевой терапии, наличие талантливых хирургов-онкологов, диагностика и реабилитация в онкологии в значительной мере отставали.
Это связано с тем, что у врачей-специалистов первичного звена отсутствовала онконастороженность, и дискомфорты, с которыми пациенты к ним обращались, лечились традиционными методами – заливками, мазями, таблетками, физиотерапией. Таким образом, упускалось драгоценное время, и на лечение к онкологу они попадали уже с третьей стадией заболевания.
Министерство здравоохранения РФ сегодня на уровне Правительства формирует новую национальную концепцию помощи онкологическим больным, включая стратегию ранней диагностики, доступности медицинской помощи и реабилитации пациентов после лечения. Такая работа проводится в тандеме с ведущими медицинскими учреждениями страны, общественными организациями и сообществами онкологических пациентов и их семей.
Научный центр оториноларингологии проводит активную работу в этом направлении. По своей инициативе и при поддержке Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» специалисты отделения онкологии ЛОР-органов под руководством д.м.н. Вячеслава Виноградова выезжают в регионы России и проводят Дни ранней диагностики онкологических заболеваний. Осмотры проводятся бесплатно, без направлений и записей. Такая работа дает свои результаты. Специалисты-онкологи выявляют пациентов с раком и направляют на дальнейшее лечение в Москву, в Центр.
В настоящее время здесь проводится много прогрессивных, «прорывных» операций, в том числе, щадящие и органосохраняющие операции при онкологических заболеваниях ЛОР-органов.
«Наша научная Школа первой стала проводить частичные резекции гортани при раке, когда не полностью удаляется орган, а остаётся его часть с последующей моделируемой реабилитацией», – поделился Дайхес.
В центре активно практикуются вмешательства на пищеводе, шейном отделе, области носа и т.д. Также применяется фотодинамическая терапия для воздействия на опухоли. Реабилитация при раке гортани также очень важна. Специалисты центра смогли возродить уникальную советскую методику по формированию пищеводного голоса у пациентов после ларингэктомии с функционирующей трахеостомой. Благодаря этой методике пациенты могут разговаривать, петь и даже занимать руководящие должности. «С лекциями и мастер-классами мы ездим по стране. Таких больных сотни, тысячи, – рассказывает Николай Аркадьевич. – Мы должны помнить, что сама операция – это 40% от результата. А 60%, чтобы вернуть человеку, например, слух после кохлеарной имплантации, – это работа логопедов, сурдологов, многих и многих людей».
В центре проводятся сложнейшие, инновационные операции в области челюстно-лицевой и реконструктивной хирургии. Заведует отделением челюстно-лицевой хирург, микрохирург Давид Назарян. Здесь выполняются сложные и объемные посттравматические операции, которые стали необходимы в результате последствий онкологических заболеваний, лучевой терапии, врожденных дефектов развития. Хирурги центра осуществляют операции по резекции нижней челюсти, слизистой оболочки полости рта, части языка, лимфодиссекции с одномоментной микрохирургической реконструкцией дефекта челюсти, одновременной имплантацией и нагрузкой зубными коронками – и это все за один операционный день! Выполнение всего объема вмешательства за один этап позволяет пациенту быстрее реабилитироваться, в то время как поэтапное выполнение указанных манипуляций может занять от 1 года до 5 лет.
Так же одной из новейших операций, выполняемой специалистами центра, является пересадка костно-кожно-мышечного лоскута, являющаяся по сути своей пересадкой лица. На сегодняшний день в России сделана всего одна такая операция, причем коснулась она небольшой зоны в области носа. На сегодняшний день задача специалистов центра начать выполнять тотальные пересадки, тем более, что в условиях ФГБУ «Экспериментальной медицины» на животных методика уже отработана. В настоящее время специалисты центра отрабатывают выполнение подобных операций на приматах, человекообразных обезьянах, шимпанзе в ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» в Адлере, Сочи.
Залогом успеха работы Центра по мнению директора является слаженная работа специалистов разных областей, междисциплинарное сотрудничество: отохирурги – челюстно-лицевые хирурги, ларингохирурги – челюстно-лицевые, онкологи – отохирурги, онкологи – челюстно-лицевые хирурги. Для оказания высокотехнологичной хирургической помощи должна быть создана слаженно работающая команда, членам которой чужда конкуренция. Еще одно ноу-хау Научного центра оториноларингологии – вживление ретинального импланта, так называемого «бионического глаза» слепоглухим пациентам. Существует фонд помощи слепоглухим людям, который создан по президентской инициативе, называется «Со-единение». Если глухим и слепым людям сегодня оказывается помощь, то слепоглухие люди оказались вне поля внимания, и специалисты Центра решились взять на себя задачу хирургической реабилитации таких больных. Сначала их стали реабилитировать по слуху – эти методики в Центре уже на потоке. Чуть позже встал вопрос, почему бы не помочь им справиться и со слепотой. Это наиболее сложная операция при поражении сетчатки, когда невозможно помочь другими методами. Такое заболевание поражает чаще всего людей достаточно молодых, трудоспособного возраста.
При поддержке благотворительного фонда «Со-единение», который смог первые два импланта приобрести специалисты центра выполнили эти операции первыми в стране. Сейчас на подходе третья операция.
Несмотря на то, что на сегодняшний день это стоит дорого и не каждому больному по карману. Николай Аркадьевич Дайхес убежден, что данный метод обязательно войдет в повседневную жизнь, как в свое время вошла кохлеарная имплантация.
«Точно так же мы начинали когда-то оперировать ухо. У нас каждый больной был на счету, мы гордились первыми победами, – вспоминает он. Сегодня в нашей стране это делается тысячами по государственным программам. Думаю, что и ретинальный имплант тоже будет доступен. Но сейчас мы в начале пути».
Однако здесь опять же важно не только пересадить имплант, но и реабилитировать больных. Сейчас в планах руководителя Центра выполнить операцию по одномоментной установке кохлеарного и ретинального имплантов.
«Нас пригласили в Италию, в университетскую клинику города Падуя, чтобы наш отохирург, д.м.н. Хассан Диаб провел диссекционный курс по современной отохирургии для европейских коллег и поделился своим опытом и техникой в проведении сложных операций на среднем ухе», – с гордостью делится Николай Аркадьевич, и тут же добавляет, что в его планах проводить мастер-классы по всему миру.
Как сообщалось ранее, людей, утративших носы, щёки, ушные раковины в результате онкологии, ожогов, травм – тысячи. Челюстно-лицевой хирург Давид Назарян и ортопед-анапластолог Артавазд Харазян рассказали о том, как восстанавливают внешность людям «без лица». Подробнее читайте: Рак «съел» нижнюю челюсть: как врачи восстанавливают внешность людям «без лица».