Как защитить врача от нападения пациентов, стоит ли придавать медикам особый статус, как у полицейских и как часто медработники терпят нападения, избиения и оскорбления – честно рассказали работники скорой помощи изданию KP.RU.
«С агрессией сталкиваемся очень часто, особенно когда вызывают пьяные. Если их что-то не устраивает, начинаются крики, наезды. В таких ситуациях стараешься уйти. В основном на женщин кидаются, на парней – реже, но все равно подобные случаи происходят. Даже если врач будет как-то активно защищаться, в итоге он сам виноватым и останется. А ведь такие «больные» потом героями себя чувствуют – «вот, мы медика на место поставили», – рассказал фельдшер «скорой» Виктор Петров.
Особенно сильно достается девушкам, которых пациенты под градусом рассматривают еще и как «девочек по вызову».
«Один раз меня не хотели выпускать трое пьяных мужиков. Пришлось просто убегать, – поделилась фельдшер Ольга Ульянова. – Нападают на нас очень часто. Причем не только на вызовах, но еще и в больницах. Один раз на меня бросился пьяный мужик в приемном покое – ударил в ухо».
«Один раз я приехал на вызов в частный дом. Пациент – мужчина лет 45 с жалобами на похмелье после 15-дневного запоя. Рядом был его друг, тоже в состоянии алкогольного опьянения. И все время, пока я работал, он отпускал комментарии нецензурной бранью и всячески мешал. После просьбы покинуть комнату начал наезжать, переходя на личности и не скупясь на матерную брань. Затем схватил со стола кухонный нож и начал двигаться ко мне, – вспоминает фельдшер Александр Приходько. – Больной в это время попытался вразумить дебошира, но, по сути, лишь отвлек его, благодаря чему я успел схватить сумку с папкой, добежать до машины и быстро отъехать от места инцидента».
Медик позвонил пациенту и предложил продолжить осмотр непосредственно в машине «Скорой», вдали от неадекватного мужчины с ножом, но в ответ получил подробную инструкцию, куда ему идти.
«Второй раз на меня с ножом бросился наркоман, – продолжает фельдшер. – Он встретил нас в квартире с кухонным ножом в руках и, выкрикивая проклятия, побежал за нами в подъезд, но, поскольку был босиком, упал и выронил нож. Я успел добежать до автомобиля и уехать. Мы вызвали полицию. По словам правоохранителей, дверь никто не открыл, а в подъезде никого не было».
«Мы не имеем права отвечать на агрессию пациентам и их родственникам, в этом вся проблема. Нас можно пнуть, обозвать, толкнуть – и никому ничего за это не будет. На меня нападали дважды, и все закончилось отказными материалами, – возмущается врач «Скорой помощи» Алексей Андреев. – Мы с коллегами посчитали, что в среднем за сутки в городе происходит три-четыре нападения на медиков, просто это не афишируется. Где-то – толкнули, где-то – ударили, бывает – держат в заложниках. Чаще всего пьяные или под наркотиками. Недавно был случай, когда меня родители пациента полтора часа удерживали – закрыли в комнате. Полицейские вели переговоры, меня освободили, но уголовное дело в итоге возбуждать не стали».
Однажды врач даже чуть не остался без пальца.
«Несколько лет назад наркоман почти откусил мне верхнюю фалангу мизинца. Я два месяца на профилактике в Центре.СПИД провел, слава богу, ничего не подхватил. И опять же все замяли. А я с таким колоссальным трудом добивался признания этого случая производственной травмой! – негодует доктор. – Статистика такая поганая никому не нужна. Люди просто не понимают, что хоронят «Скорую». Очень много специалистов уходят. За этот месяц четверо моих знакомых ушли, и я собираюсь».
При этом, наказать человека за нападение на медработника практически невозможно, так как по закону дебоширы отвечают только за причинение среднего или тяжкого вреда здоровью.
«Медики не выделены в отдельную категорию, как, например, полицейские, – отмечает главный врач станции скорой медицинской помощи Ирина Большакова. – Если на полицейского при исполнении служебных обязанностей кто-то напал, то этот человек отвечает за свои действия более серьезно и его сурово наказывает закон, ведь есть отдельная статья. Но полицейский всегда готов к нападению, он должен уметь обороняться, использовать оружие, а врачи совершенно не готовы к агрессии. Медик оказывает человеку помощь, поэтому беззащитен вдвойне. Но у медиков и полицейских почему-то неравное положение. В Государственную думу вносились предложения о наделении врачей неотложки особым статусом, но почему-то не получили поддержки».
Поэтому каждый выходит из положения, как может. Новосибирская «скорая» обучает своих сотрудников джиу-джитсу, чтобы медики могли не вступить в борьбу, а грамотно обороняться, уходя от нападения с минимальными потерями.
«Мы отрабатываем техники падения, вставания, борьбы с удушением и само удушение», – рассказал сертифицированный инструктор академии джиу-джитсу Константин Помогайбо.
Для врачей возможность убежать от нападающего – пока единственный вариант остаться в живых и не оказаться потом самому за решеткой за причинение вреда человеку.
Как сообщалось ранее, врач и два фельдшера подстанции № 6прибыли по вызову в общежитие на Ключевской вечером 2 мая, сообщали ранее в Следственном комитете. Медики обнаружили в комнате пьяную компанию из 5 человек, среди них была женщина с ножевыми ранениями, которая позже и напала на сотрудницу скорой. Подробнее читайте: Нападение на “скорую” в Красноярске: фельдшера избивали и снимали на телефон.