Коэффициент совместительства у медсестер составляет 1,4. Он показывает в среднем, на скольких ставках трудится один работник. У врачей в крае этот показатель еще выше и составляет 1,7.
Организации здравоохранения особо нуждаются во врачах, провизорах, фармацевтах, рентген-лаборантах.
Министр здравоохранения региона Дмитрий Попов считает проблемой большое количество узких врачебных специальностей в России.
«Мы насчитали 94 специальности, из них 77 — клинические. Идет размывание кадрового потенциала — будущих выпускников. В связи с этим надо обучать врача смежным специальностям. В большей степени это касается районов края. Не может быть терапевта, который не знает функциональной диагностики или не может расшифровать кардиограмму», – отметил министр.
По его словам, основной задачей сейчас является концентрация на базовых специалистах, без которых невозможно оказание медпомощи в том или ином медучреждении.
На районном уровне — это терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия, анестезиология-реаниматология, стоматология. На уровне межрайонном дополнительно нужны в первую очередь кардиологи, неонатологи, неврологи, травматологи.
В Минздраве также отметили, что более 80 медработников ежегодно уходят на пенсию, а доля врачей предпенсионного возраста постоянно растёт.
«Отрадно, что люди стараются сохранить себя в профессии, но мы понимаем,что естественный отток из отрасли велик, — сказал Дмитрий Попов. — Необходимо, чтобы этот отток как минимум соответствовал притоку».
Министр, однако, признал, что исходя из числа абитуриентов на медицинских специальностях, чисто арифметически закрыть потребность в медперсонале в ближайшие шесть лет невозможно. Попов считает, что уже сейчас необходимо увеличить набор в колледжи и АГМУ.
Целевой набор в вуз, на который «выделяются серьезные бюджетные средства», тоже не всегда решает проблему. Молодые специалисты часто под разными предлогами или не идут работать в медицину, либо не хотят возвращаться в село,откуда их направили на учебу.
«Целевая подготовка позволят в какой-то мере обременить специалиста долгом отработать до пяти лет в той или иной организации. Но и здесь находятся законодательные лазейки. Трудоустраивается порядка 65% выпускников. Они находят аргументы, чтобы не ехать в село. Невыплата стипендии, необеспечение соцгарантиями, непредоставление места проживания — все это поводы, чтобы не возвращаться», – отметил Дмитрий Попов.
Те «целевики», которые поступали в вуз в 2012 году, сейчас его закончили,но по разным причинам не стали подписывать трудовые договоры. По словам Попова к ним «были приняты жесткие меры», большинство трудоустроились,остальные «привлекли к решению вопроса адвокатов».
По федеральным проектам «Земский доктор» и «Сельский фельдшер» специалистам выплачивают соответственно миллион и полмиллиона рублей. Этой возможностью в прошлом году воспользовались 103 врача и 56 фельдшеров.
У медработников много льгот: компенсации за аренду жилья и проезд до места работы, санаторно-курортное лечение, служебный транспорт, места в детских садах и другое. Однако не всегда они исполняются. Особенно это касается жилья.
«У нас такие случаи были, когда главный врач несколько месяцев жил в больничной палате, потому что негде было. Так нельзя. Мы должны предоставлять гарантии», – подчеркнул министр.
Минздрав констатирует снижение интереса к программам, привлекающим медработников к работе в селах. Не помогает даже большая единовременная компенсация.
«На мой взгляд, существующих мер поддержки недостаточно. Необходимо искать новые стимулы», — заключил министр.
Как сообщалось ранее, заведующий хирургическим отделением Глушковской райбольницы в Курской области Вячеслав Душкин рассказал о том, как он стал врачом, а также на какой риск иногда приходится идти ради спасения пациента. Подробнее читайте: В экстренной ситуации приходится оперировать за всех специалистов на свой страх и риск.