Минздрав планирует исключить из системы обязательного медицинского страхования военнослужащих, семьи мигрантов, а также неработающих без уважительной причины граждан, передаёт 11 января LIFE.
По данным федерального фонда ОМС, больше половины россиян (85 млн из 146,5 млн) считаются неработающими. Это самые разные группы — дети, пенсионеры, инвалиды, те, кого в правительстве прозвали тунеядцами. Они имеют право на медицинскую помощь так же, как работающие. Поскольку медицинское страхование у нас обязательное, то за каждого гражданина в систему поступают взносы. Работающие платят взносы из своей зарплаты (вернее, их отчисляет работодатель). А за неработающих платит взносы их регион. Планировалось, что в 2017 году взносы на неработающее население составят 619 млрд рублей (а на работающее — 1 трлн рублей).
Найти эти 619 млрд рублей сложно. В 2016 году 10 субъектов Российской Федерации испытывали “постоянные затруднения по уплате взносов на неработающее население”. Об этом говорится в письме замглавы Минздрава Дмитрия Костенникова от 21 ноября 2016 года, которое было направлено в Минтруд, МИД, Минфин и другие ведомства. Какие именно регионы — не уточняется, федеральный ОМС тоже пока не ответил на наш запрос.
Конечно, главный груз, от которого чиновники хотят избавить систему, — это тунеядцы. Сейчас разрабатывается законопроект, в соответствии с которым граждане, не работающие без уважительной причины, должны будут платить налог за пользование медицинской инфраструктурой.
Дети и жёны трудовых мигрантов останутся без ОМС
Но Минздрав продолжает продумывать и другие способы сбросить “балласт”. Одно из предложений — лишить права на ОМС мигрантов из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) и их семьи (об этом предложении идёт речь в письме Костенникова). Для этого нужно внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе.
В этом договоре сказано, что трудовые мигранты из этих стран и их семьи имеют такие же права на медицинскую помощь, как и граждане России (и наоборот, россияне, приехавшие работать, например, в Белоруссию, будут иметь права наравне с белорусами).
Минздрав предлагает изменить формулировку, чтобы получилось так: “Обязательному медицинскому страхованию подлежат граждане государств — членов ЕАЭС, работающие в государстве трудоустройства на основании трудовых договоров”. При этом все другие категории мигрантов, а также члены семей трудовых мигрантов из системы ОМС исключаются”.
Один из аргументов Минздрава: в Россию из Белоруссии, Казахстана и т.д. едут гораздо чаще, чем наоборот, так что и расходов у России больше, что несправедливо. Кроме этого, не во всех странах ЕАЭС есть система ОМС, а значит, нарушается паритет.
Минтруд уже рассмотрел предложение Минздрава (заместитель главы Минтруда Алексей Черкасов 27 декабря направил ответ в Минздрав). Позиция Минтруда заключается в том, что трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, которые работают не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, тоже стоит оставить в ОМС. Ведь с зарплат этих мигрантов уплачиваются взносы на российскую систему ОМС.
Отличие договоров состоит, к примеру, в том, что по гражданско-правовому сотрудник получает зарплату не строго два раза в месяц, а когда выполнит определённый объём работ, ему могут не оплачивать больничные и отпуск.
При этом Минтруд не стал возражать против исключения из ОМС семей мигрантов из стран ЕАЭС.
Военнослужащие, вовремя не сдавшие полис ОМС, получат штраф в 5 тыс. рублей
Второе предложение Минздрава — законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам персонифицированного учёта в сфере ОМС”. Меры, которые там прописаны, должны уменьшить необоснованные расходы системы ОМС.
В законопроекте более чётко обозначено, кто не является застрахованным в ОМС. Это военнослужащие, сотрудники МВД, МЧС, служащие в национальной гвардии и другие категории. У них своя, ведомственная, медицина, они получают медпомощь за счёт бюджета, а не за счёт средств ОМС. Счётная палата, проанализировав законопроект, предложила включить в этот список также прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета (они получают медпомощь по таким же принципам).
И если эти люди, получая свой статус или должность, не сдают вовремя свои полисы ОМС, то получают штраф в 5 тыс. рублей. А если страховые компании, налоговые органы и региональные фонды ОМС предоставляют в единый регистр застрахованных недостоверные сведения (то есть, к примеру, указывают среди застрахованных военнослужащих), они должны заплатить штраф до 100 тыс. рублей (если повторно — до 200 тыс. рублей).
Ранее страховщики признавали, что за лечение таких групп граждан государство может платить дважды.
— Гражданин, имеющий право на ведомственную медицинскую помощь (например, военнослужащий) и имеющий на руках паспорт гражданина РФ, обращается за получением полиса ОМС в страховую компанию, не сообщая о своей ведомственной принадлежности, — говорил директор по развитию “Альфастрахование-ОМС” Александр Трошин. — В итоге денежные средства на оказание медпомощи такому гражданину начинают бюджетироваться и по линии ведомства, и по линии ОМС.
Правда, как уточнила директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович, бывает так, что ведомственные клиники договариваются с клиниками, работающими в ОМС, о сотрудничестве — и тогда военнослужащие ходят туда вполне законно.
Ещё одно нововведение, прописанное в законопроекте: на региональные фонды ОМС возлагается обязанность проверять, правильно ли страховые компании предоставляют сведения о застрахованных. Но Счётная палата возражает: “Предлагаемая новелла является заведомо невыполнимой, так как территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены достаточным объёмом административно-властных полномочий”.
От богачей до курильщиков. Кого ещё можно выбросить за борт?
Доктор экономических наук, один из создателей системы ОМС Владимир Гришин рассказал, что “в ряде стран из ОМС исключаются люди, получающие доходы больше какого-то определённого уровня”.
— Например, если человек получает больше 10 млн рублей в год, — сказал он.
Правда, в России эта мера не имела бы смысла: богатые люди и так не ходят в районные поликлиники.
Ранее он говорил, что лечить людей, страдающих зависимостью от курения, в рамках системы ОМС не следует.
— Если человек хочет получить услугу, он идёт к платному врачу или через добровольное медицинское страхование, — сказал он. — Это, по крайней мере, простимулирует задуматься, надо ли ему курить или нет. Мы так и будем включать все виды зависимости в систему ОМС? Взносы никто не увеличивает, нам не хватает денег на высокотехнологичные виды помощи, а мы будем лечить зависимости. Реально всё, но как это будет выглядеть? Я его лечу, а завтра он снова закурил! Деньги на ветер, деньги в дым, — подчеркнул Гришин.
А вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников ранее выступил с предложением выдавать полисы ОМС только тем, кто прошёл диспансеризацию. По его идее, полисы должны будут меняться раз в три года — и раз в три года человек будет вынужден проходить диспансеризацию. Это поможет своевременно выявлять заболевания — таким образом и пациент будет здоровее, и деньги на его лечение будут расходоваться экономнее.
Автор: Светлана Башарова