Открытое письмо, подписанное различными сотрудниками больницы — от врачей до младшего медицинского персонала, — было опубликовано от имени ГАУЗ АО «Амурская областная детская клиническая больница» 6 февраля, хотя датирован документ более ранней датой — 4 февраля. На официальном сайте медучреждения информации о нем нет.
Составители указывают на то, что обстановка, сложившаяся в отделении на фоне расследования случаев заражения несовершеннолетних пациентов гепатитом С, затрудняет работу персонала. Кроме того, настаивают составители письма, из-за сильного общественного резонанса представители следственных и контролирующих органов изначально отнеслись к своим задачам предвзято.
В частности, там говорится, что детская больница «уже не первый месяц живет в условиях непрекращающихся проверок» со стороны регионального управления Роспотребнадзора, при этом иногда такие проверки «надолго блокируют работу учреждения». Их результаты, как следует из заявления, в больнице также не считают объективными.
«Нас с самого начала назначили виновными, а любая новая информация по существу рассматривается с позиции: полезна обвинению — огласить, противоречит — замолчать. При этом контролирующие органы не стесняются подтасовывать факты, приписывая нам несуществующие нарушения», — подчеркивается в документе.
При этом авторы обращают внимание, что выдвинутые против медучреждения обвинения изначально основывались «на фактах неоконченного эпидемиологического расследования», которые стали достоянием общественности. Практически одновременно с публикацией письма главный врач Амурской областной детской клинической больницы Руслан Белоус заявил, что все сотрудники отделения подали заявления об увольнении, а отделению грозит закрытие.
Амурская областная детская клиническая больница оказалась в центре внимания в 2018 году, когда ее обвинили в том, что несколько несовершеннолетних пациентов во время лечения в больнице заразились гепатитом С. Об этом заявил один из депутатов местного заксобрания, к которому обратились родители детей.
Сначала речь шла о 26 пациентах. В отношении медучреждения возбудили дело о нарушении санитарно-эпидемиологических правил. В ходе расследования число заразившихся детей увеличилось — осенью 2019 года в Роспотребнадзоре рассказали уже о 169 случаях с 2000-го. Об этом в ноябре 2019-го рассказали в региональном Роспотребнадзоре. В ведомстве пояснили, что тогда в больницу попал ребенок, уже зараженный гепатитом С.
Больницу обвинили в нарушении санитарных норм и повторном использовании одноразовых материалов. А также в том, что в медучреждении вовремя не сообщали о выявленных случаях заболевания. История получила широкий резонанс.
В ноябре прошлого года представители больницы оспорили часть обвинений, в том числе указав, что эпидемиологическое расследование Роспотребнадзора было проведено с нарушениями, а двое детей при поступлении в больницу уже были заражены вирусом гепатита С. Там также настаивали на том, что уведомляли о выявленных случаях заболевания. Подробно об этом деле писал «Ъ».
Несколько десятков семей подали иски в суд с требованием компенсации. По данным Би-би-си, 13 из них уже выиграли дела: каждой семье, по данным издания, было присуждено от 400 тыс. до 500 тыс. рублей, а также потребительские штрафы (от 50% от этой суммы).
Для пациентов и общественности врачи являются лицом всей системы здравоохранения, поэтому нередко именно они становятся объектом недовольства, даже если проблемы, о которых идет речь, не находятся в их ведении, рассказал «Известиям» президент «Лиги защиты врачей» Семен Гальперин.
— Ситуации, когда не исполняются какие-то санитарные нормы, возникают проблемы с безопасностью, в том числе инфекционной, — это проблема системная. Да, теоретически может быть так, что это недосмотр или нарушение со стороны конкретного сотрудника. Но обычно это все-таки проблема системная. Ведь не врач отвечает за санитарно-эпидемический режим, а есть правила работы у медучреждения, есть перечень необходимого оборудования и технических средств. Их может не хватать, они могут быть неправильно распределены, и это оргвопросы, за которые отвечают другие сотрудники, — отметил эксперт.
В том, что в данном случае должны были выдвигаться претензии в адрес врачей, усомнились также в «Лиге пациентов», однако подробнее прокомментировать ситуацию там не смогли, пояснив, что для этого необходимо разбираться в сути дела.
Медицинские работники достаточно часто становятся жертвами давления со стороны общественности и правоохранительных органов, поэтому в целом факты, изложенные в письме, выглядят правдоподобно, отмечает пресс-секретарь «Альянса врачей» Иван Коновалов.
— Если посмотреть на имеющуюся информацию о проверках в АОДКБ, там упоминается, что в больнице пользовались неоднократно одноразовыми средствами. Очевидно, это не вина медика, потому что если у медика есть достаточное количество шприцов, он не будет использовать два раза один и тот же, — подчеркнул он в беседе с «Известиями», добавив, что ответственность в таких случаях лежит на руководстве, допустившем эту ситуацию.
В то же время не исключено, что в данном случае письмо было написано сотрудниками не добровольно, а по инициативе главного врача больницы, который таким образом пытался обезопасить себя, полагают в общественной организации «Альянс врачей». Там подчеркивают, что никаких подтверждений, как и связи с сотрудниками медучреждения, у них нет, но на это указывают некоторые признаки в письме.
— По моему опыту, медицинские сотрудники очень плохо умеют координироваться, чтобы совершать какие-то действия, а если листать это письмо, то видно, что там дальше идут подписи и там все отделения, заведующие отделениями, врачи, медсестры, кастелянши, которые обычно друг с другом не могут и не умеют. Поэтому у меня есть ощущение, что это всё делалось сверху, чтобы, например, защититься, если против главного врача готовится какое-то дело, — отметили в пресс-службе.
Связаться с сотрудниками больницы представителям СМИ не удалось. Главный врач Руслан Белоус был единственным представителем медучреждения, кто на момент подготовки материала прокомментировал ситуацию (именно он в разговоре с «Ъ» заявил о решении сотрудников уволиться).
Ранее о возможных претензиях к Руслану Белоусу заявил губернатор Амурской области Василий Орлов. Комментируя сообщения о закрытии гематологического отделения больницы, Василий Орлов рассказал журналистам «Коммерсанта», что у него уже «сформировалось отношение к главврачу АОДКБ не только по этой теме, но и по ряду других».
«Известия» также написали запросы в Амурскую областную детскую клиническую больницу, попросив прокомментировать информацию и указать, что будет с пациентами гематологического отделения в случае его закрытия, а также в региональный Минздрав и Роспотребнадзор, однако ни от больницы, ни от официальных ведомств к моменту публикации материала комментарии получить не удалось.
Претензии к врачам, связанные с общим и не зависящим от них качеством услуг, в результате могут иметь ровно противоположный эффект, предупреждает Семен Гальперин.
— Если человек вынужден стоять в очереди или не может попасть на прием, скорее всего, он выскажет претензии врачу. Хотя, скорее всего, дело не в нежелании врача принимать пациентов, а в том, что в медучреждении просто не закрыта одна из ставок, — рассуждает он.
Чтобы установить виновных (включая руководителей учреждения и чиновников всех уровней), нужно разбираться в ситуации. У пациента, как правило, такой возможности просто нет. Поэтому людям проще высказывать всё врачам. В итоге врач может просто уволиться, что будет иметь серьезные последствия на фоне общего дефицита кадров, особенно в удаленных регионах.
— Преследованием отдельных медработников ситуацию мы не улучшим, поэтому требования нужно выдвигать к организаторам здравоохранения. Проверять, насколько учреждение снабжено оборудованием, как дела с поставками, насколько это качественный материал. Всё это связано с финансовыми расходами и финансовым обеспечением, — заключает эксперт.