• Medrussia:
Почему медики боятся 2021 года

Вот уже без малого полгода медицинское сообщество сотрясают скандалы, интриги и расследования по очень животрепещущему вопросу – системе непрерывного медицинского образования (НМО), а также основанному на ней порядке аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов.

Не вдаваясь в дебри нормативной документации, используя, однако, наработки отдельных экспертов медицинского права, я решил разобраться в этом вопросе и провести некие аналогии с процессами, которые я уже видел ранее и о которых доводилось читать.

Суть проблемы: в стране запущен эксперимент с добровольным (по идее) участием медицинских специалистов по обкатке новой методики образования и аккредитации. Согласно концепции, люди могут регистрироваться на специальном портале, указывать все свои специальности и формировать по ним пятилетние образовательные циклы, с обязательным ежегодным прохождением определенного минимума мероприятий. Этот минимум определяется баллами.

Всего необходимо по каждой специальности накопить за 5 лет – 250 таких баллов – не менее 50 за каждый год. Для примера: участие в международной научно-практической конференции в Москве – может дать 14 таких баллов, а час вэбинара – 1 балл. Да, в медицине появляются вэбинары, формат «обучения у постели больного» уходит в прошлое. Но это отдельная тема для дискуссии и тут мы о ней не будем.

Далее, согласно новым правилам, по окончании пятилетнего цикла – специалист предъявляет специальной комиссии документы по пройденным мероприятиям, и комиссия осуществляет его аккредитацию, то есть, допуск к работе по профессии.

Замысел авторов проекта очевиден – держать уровень знаний работников в актуальном состоянии на протяжении всего цикла НМО, в отличие от текущей системы сертификации, когда специалист обязан лишь раз в 5 лет проходить обучение по специальности. Правда, оно длится целый месяц и проводится исключительно в очной форме. Налицо забота также об экономии бюджета на медобразование, а если быть точнее – и о повышении маржинальности системы обучения. Ведь вэбинар могут слушать одновременно сотни и тысячи человек, а не десятки, как в очной форме, нет расходов работодателя на командировку, проживание и проезд к месту учебы.

В настоящее время эта система существует лишь в виде проекта Приказа Минздравсоцразвития и не является нормативным документом, однако в ряде регионов специалистов уже заставляют вступать в систему НМО со всеми вытекающими последствиями, а именно: по новой системе работодатель не обязан оплачивать обучение сотрудников, что он, собственно, и делает.

Теперь поговорим о туманности со сроками внедрения. Тут мне придется процитировать доцента кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. И. А. Евдокимова Ивана Печерея: «…с 1 января 2021 медицинские работники, у которых истек срок действия сертификата специалиста, для того чтобы в дальнейшем иметь право осуществлять медицинскую деятельность, должны пройти процедуру аккредитации, согласно положению, утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, а это значит – представить отчет об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации. То есть выполнить требования, порядок выполнения которых в настоящее время отсутствует».

Именно по этой причине руководители медучреждений некоторых регионов и настаивают на немедленном вступлении своих работников в систему НМО, ведь в случае утверждения Приказа те должны будут предоставить в 2021 году отчет о прошедших 5 годах, а значит, учиться по новой, не существующей пока де-юре, но работающей де-факто системе надо уже вчера.

Все это порождает панику и протест у специалистов, а также много новых вопросов:

Как будут решаться проблемы отдаленных регионов? Не везде есть хороший интернет, чтобы слушать вэбинары. Кроме того, дистанционное участие позволит набрать максимум 36 из 50 положенных баллов, а это значит, что или ВУЗ приедет на Камчатку и в Норильск, либо люди оттуда должны будут ежегодно и за свой счет ездить в ВУЗ.

Как быть с женщиной-специалистом, ушедшей в отпуск по уходу за ребенком на 3 года?

Почему эта тема так важна для всей страны? На сегодняшний день происходит странное – не опубликованный и не вступивший в силу документ уже исполняется в ряде регионов, что вызывает возмущение врачей и фармацевтов. В случае его вступления в силу с 2021 года огромная доля специалистов не сможет пройти аккредитацию, даже если будет работать на это уже сейчас. Более того, подобная система вызывает неприятие у более возрастных и опытных врачей, которые просто не знают и не могут разобраться в интернет-технологиях. Но при этом остаются профессионалами высочайшей квалификации и обладателями колоссального опыта.

Не получится ли с ними, как ранее со мной? В 2010 году Министр обороны Сердюков росчерком пера сократил большинство военных медицинских должностей. Так уж вышло, что согласно одному из таких же странных Приказов Минздрава я не могу работать в гражданской системе здравоохранения, потому что я закончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова по специальности «Лечебное дело», а интернатуру прошел по специальности «Социальная гигиена и организация Госсанэпидслужбы». С соответствующей должности в ЦГСЭН ТОФ я и был уволен в запас, не прослужив на ней достаточно времени, чтобы иметь право работать по данной специальности, имея базовое лечебное образование, а специализацию профилактическую. И теперь ваш покорный слуга вот уже 7 лет ищет себя то в строительном бизнесе, то в подработках курьером, то занимается интернет-маркетингом. И в медицину уже не вернется, потому что все окончательно забыто и возвращение медицинских знаний обойдется слишком дорого.

Аналогия действительно напрашивается интересная. Тогда Минобороны пережило большую встряску и в результате серьезно реформировалось. Собираются ли назначить Сергея Шойгу еще и Министром Здравоохранения, чтобы он поднял после нокаута и его?

Автор: Родион Овсепьян nalin.ru

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры