Главный челюстно-лицевой хирург Хакасии Руслан Меллин — о качестве медицинского образования в России, о роли наставничества и мотивации современных студентов:
Качество медицинского образования сегодня отвечает трендам национальных проектов. Но нужно чётче разделять роли и обязанности преподавателей: например, фундаментальные дисциплины – преподаватели перегружены работой, а от них требуют наравне с клиницистами сдавать планы по научной, изобретательской деятельности, массово участвовать в реализации ДПО.
Не хватает биологического материала – очевидно, что симуляторы, изготовленные по усреднённым формам, никогда не смогут научить разнообразию типов нормы, а без работы на трупном материале очень сложно учить хирургические дисциплины.
Я вижу большую пользу в том, чтобы у студентов была возможность посещать клиники, которые специализируются на гнойной хирургии и травме, для получения базовых медицинских навыков и формирования клинического мышления будущего врача.
При этом методы обучения у нас одни из лучших в мире. Недавно довелось поработать в нескольких странах Африки, так вот молодые люди выбирают обучение на врача в России, а не в своей стране, так как считают его одним из лучших.
На мой взгляд, советская школа подготовки докторов была лучшей. Тогда со студентов требовали больше, учились по учебникам, на биологическом материале, закрепляли полученные знания в больницах на курации пациентов.
И взять для сравнения современные учебные заведения – у студентов 3 курса специальные тетради, в которых напечатаны картинки. То есть студент должен карандашом от одного из органов провести линию до того места, где тот должен располагаться в теле человека.
Раньше студент обращался по какому-то из вопросов к учебнику, изучал тему глубоко, а сейчас достаточно обратиться к своему смартфону, в поисковике найти любой ответ без каких-либо умственных усилий, тем самым овладев информацией поверхностно.
Уверен, что наставничеству отведена главная роль в становлении будущего врача. Но, к сожалению, всё меньше и меньше практикующих докторов хотят становится наставниками. Это можно объяснить высокой нагрузкой по основному месту работы наставника и низкой, а то и вовсе нулевой заинтересованностью львиной доли студентов. Современному студенту неинтересно, поэтому наставник не видит смысла тратить своё время на передачу накопленных знаний.
Нужно рационально подходить к лечебной и педагогической нагрузке, иначе врач, уставший от бесконечных дежурств, или преподаватель, уставший от числа студентов, не смогут качественно выполнять миссию наставника.
Погоня за «целевыми показателями» для ВУЗа на первом плане на сегодняшний день. Показатели должны быть положительными, а отчисление студентов, например, эти показатели портит. Да и большинство студентов учатся на коммерческой основе, не каждый институт захочет терять прибыль. Проблемного студента отчислить практически нереально, так как спрос будет с преподавателя, у которого он отстаёт.
Я считаю правильным вернуть интернатуру, дать больше возможностей для выбора специальности. Например, ультразвуковая диагностика, лучевая диагностика и другие – это важно для врача-стоматолога. На Западе наши коллеги могут самостоятельно проводить седацию с помощью закиси азота, в нашей стране – только с помощью врача-анестезиолога. Возможно, это тема следующей и долгой беседы.
Прямая речь специально для «Медицинской России»