Минздрав просят установить нормативы обеспеченности населения врачами

Важными мерами по снижению дефицита медработников и повышению доступности медпомощи могло бы стать требование к регионам установить показатели обеспеченности кадрами в привязке к каждому населенному пункту, передаёт 26 июня пресс-служба ОНФ (общероссийский народный фронт).

Также необходимо провести переобучение врачей «профицитных» специальностей и увеличить целевые меры поддержки медработников, переезжающих на село. С такими предложениями выступил член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов в ходе круглого стола «Как преодолеть кадровую проблему в здравоохранении», организованного рабочей группой ОНФ «Социальная справедливость».

Эдуард Гаврилов напомнил, что президент РФ неоднократно называл важнейшей задачей отечественного здравоохранения обеспечение доступности медицинской помощи, и представил результаты мониторингов на эту тему, проведенных Фондом «Здоровье» среди российских медработников за период с 2014 г. по май 2017-го.

При этом, по данным Росстата, за 2016 г. число врачей, работающих в государственных (муниципальных) медицинских организациях, сократилось на 2 тыс. 122 человека, среднего медицинского персонала – на 17 тыс. 993 человека, младшего медицинского персонала – на 52 тыс. 194 человека.

«По нашим последним данным, о кадровом дефиците в отрасли сегодня заявляют 76–78% медицинских работников. Почти две трети (62%) опрошенных считают, что за 2016 г. объем платных медицинских услуг, оказываемых в государственных медицинских организациях, вырос. Чаще всего причиной роста платности называют дефицит медицинских работников (47% респондентов). На втором месте по популярности – ответ о низких тарифах ОМС (25%)», – рассказал Гаврилов.

Директор Фонда «Здоровье» также отметил, что 61% опрошенных медработников сообщают о росте профессиональной нагрузки за 2016–2017 гг., при этом абсолютное большинство (93%) считают, что рост профессиональной нагрузки негативно отражается на качестве оказываемой ими медицинской помощи.

«Наши опросы прошлых лет показывают, что рост профессиональной нагрузки большинство медработников отмечали также и в 2014, и в 2015 гг. Почти две трети (65%) опрошенных медработников считают, что этот рост связан с проводимой оптимизацией, а 76% опрошенных медработников подтверждают, что оптимизация привела к снижению доступности медицинской помощи», – пояснил он.

При этом Эдуард Гаврилов отметил, что показатели смертности населения от всех причин и показатель обеспеченности врачами имеют разнонаправленные тенденции. То есть повышение обеспеченности сопровождается снижением смертности и наоборот. Это наблюдение нельзя считать доказательством зависимости одного показателя от другого, однако игнорировать его тоже нельзя, подчеркнул он.

«Мы составили двадцатку регионов-«антилидеров», где наиболее показательно соотношение низкой обеспеченности врачами и запредельно высокой смертности. Скажем, Псковская область по смертности находится на уровне Либерии и Центральной Африканской Республики – в 2015 г. она составила 18,2 на 1 тыс. населения, а обеспеченность врачами при этом – всего 28,4 на 10 тыс. человек. Тверская область делит уровень смертности с Руандой, Новгородская и Тульская области – с ЮАР, в Орловской, Владимирской, Курганской, Костромской, Тамбовской, Брянской областях смертность такая же, как в Сомали. В Нижегородской области – как в Бурунди, в Липецкой и Еврейской автономной областях – как в Чаде и Кот-д’Ивуаре, в Кировской – как в Экваториальной Гвинее, в Калужской – как в Малави, в Пензенской – как в Мали, Ульяновская область по уровню смертности сравнима с Буркина-Фасо, Вологодская – с Камеруном, Свердловская – с Ботсваной, Ленинградская – с Нигером», – привел примеры Гаврилов.

Общественник обратил особое внимание на катастрофическую ситуацию с обеспеченностью врачами и доступностью медпомощи на селе. Обеспеченность населения врачами в городской и сельской местности различается в пять раз, а смертность среди сельских жителей на 14–15% выше, чем среди городских.

«К примеру, в Новгородской области обеспеченность врачами в сельской местности в 4,5 раза меньше, чем в городе, а смертность на селе выше на 20%. В Белгородской области обеспеченность врачами в сельской местности в 5,2 раза меньше, чем в городе, а смертность –  выше на 40%. Снижение смертности среди сельских жителей окажет существенное влияние на общий показатель смертности», – подчеркнул он.

При этом Минздрав в начале года изменил целевые показатели госпрограммы «Развитие здравоохранения» по смертности населения и обеспеченности врачами, основываясь только на фактических значениях предыдущих лет. «Хотелось бы получить обоснование снижения целевых показателей – на основе чего были произведены расчеты обеспеченности населения врачами? Чем аргументирует министерство свои решения?» – отметил глава Фонда «Здоровье».

Для решения существующих проблем директор Фонда «Здоровье» предложил обязать субъекты Российской Федерации устанавливать показатели обеспеченности кадрами в привязке к каждому населенному пункту, выделив сельскую местность.

«Мы также предлагаем при профиците в городе врачей определенных специальностей провести мероприятия по их переобучению по наиболее дефицитным специальностям и увеличить «целевые» меры поддержки медицинских работников, переезжающим на село и в поселки городского типа, а также развивать сельскую инфраструктуру», – сообщил Эдуард Гаврилов.

Как сообщалось ранее, в Калининграде 27 июня 2017 года, на заседании комитета областной думы по социальной политике обсуждены вопросы кадрового аспекта здравоохранения. Подробнее читайте: В Калининграде ждут кадровой катастрофы к 2019 году из-за старения врачей.

Поделиться