Статистика – вещь упрямая и иногда подтверждает то, что отрасль ощущает на себе. Платежеспособность населения падает, рынок платных услуг серьезно проседает по всем фронтам, а доля медицинских при этом растет.
Можно только порадоваться, что частный медицинский бизнес крепко держится на ногах и выработал иммунитет против серьезных экономических треволнений. Судя по всему, основа этой уверенности – устойчивый спрос, который в минимальной степени подвержен колебаниям и входит в набор товаров и услуг, от которых потребители будут отказываться в последнюю очередь.
То есть расходы на собственное лечение для большого количества российских семей по-прежнему остаются ключевыми и экономить на них, даже в текущих рыночных условиях, граждане не готовы. Вместе с этим с бюджетной медициной дела обстоят не столь радужно, и перед государственной политикой встают серьезные вызовы. Несмотря на то, что всё последнее время частная медицина не была в фокусе управленческих решений государственных мужей, назревшие реформы и текущие инициативы могут изменить положение частников в национальной системе здравоохранения.
Кто заплатит за доступность медицинской помощи
Чтобы напомнить, с каким размахом в нашей стране проходила реформа в здравоохранении, можно привести любопытную статистику, обнародованную в свое время Комитетом по охране здоровья Государственной думы со ссылкой на Минздрав. Звучит она следующим образом: «в ходе проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реорганизации сети только за 2014 год общее число медицинских организаций сократилось на 297 (4,1%). В том числе стационаров – на 167 (на 3,8%), диспансеров – на 59 (на 6,9%), самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций – на 59 (на 4,2%), стоматологических поликлиник – на 16 (на 2,2%)».
Отсюда анонсированная многими главами регионов недоступность для населения медицинских центров широкого профиля и сокращение коечного фонда в стационарах, которую кто-то должен компенсировать. В России тенденцию к уменьшению больничных койко-мест и длительности пребывания в стационарах наблюдают последнее десятилетие и, по официальным данным, сегодня этот показатель в среднем по стране составляет 11,5 дней. В то время как в странах ЕС уже в 2006 году он составлял 8,8 дней. Однако в Европе мы видим не «притянутый за уши» результат, а последствия реальных комплексных профилактических мероприятий, итог грамотной политики в организации государственной системы здравоохранения и инвестиционных вложений в здоровье нации.
В России пока еще действует модель социального государства, государства всеобщего благополучия, при которой люди ждут опеки, и бесплатное медицинское обслуживание по умолчанию входит в базовый социальный пакет гражданина. Но проблема в том, что денег на социалку у государства становится всё меньше и меньше, и последующие принципиальные решения государственной политики так или иначе будут связаны в перекладыванием бремени ответственности за здоровье с государственных учреждений на самих граждан. И когда это станет общим местом и разделяемым всеми принципом, востребованность частных медицинских услуг кратно возрастет, так как потребитель быстро осознает, что лечиться в коммерческих клиниках в среднесрочной перспективе дешевле. Ведь у частников есть долгая история выстраивания бизнес-процессов и ориентации на клиента. Новый потребительский стандарт медицинских услуг и его доступность будет обеспечиваться во многом благодаря крупным сетевым игрокам частного сектора.
Вдобавок к этому правительство неизбежно будет вынуждено прибегнуть к повышению пенсионного возраста: другого способа справиться с социальными обязательствами с учетом возрастающей демографической нагрузки, практически нет. А это значит, что будет больше людей пенсионного возраста, которые раньше бы пошли в государственную клинику, продлевая свою профессиональную деятельность, смогут предъявлять платежеспособный спрос на частную медицину в качестве альтернативы.
Не всё платное одинаково полезно
Не знаю, насколько серьезно можно к этому относиться, но платное обслуживание в муниципальных и государственных больницах и поликлиниках намерены запретить. В нижнюю палату Парламента внесен соответствующий законопроект. Не буду оценивать шансы на принятие такого закона, но настроения законодателей эта инициатива вполне отражает. Можно расценивать это как грядущее разделение рынков частной, а значит, платной, и государственной, а значит, как бы бесплатной, медицины, которое прочно укоренилось как в головах рядового потребителя, так и лиц, принимающих решения. Выведение возмездной медицинской помощи за стены государственных поликлиник безусловно на руку частным организациям, но я бы взялся утверждать, что и конечный потребитель тоже может быть в выигрыше.
Если государственную медицину ограничат в возможностях предоставлять платные услуги, усилится переток кадров в частный сектор. Врачи за дополнительным заработком перекочуют в кабинеты платных клиник. Аналитики уже фиксируют подобные настроения в медицинском сообществе, а топ-менеджеры ощущают это в работе. Если еще 3 года назад мы по 6-7 месяцев закрывали отдельные позиции по врачам общей практики и узким специалистам, то последнее время возникает конкурс по несколько человек на место, и мы уже можем предъявлять повышенные требования к соискателю и привлекать действительно классных специалистов. С такой кадровой «подушкой» гораздо проще конкурировать на рынке, так как повышается качество оказываемых услуг и сервиса. Мало того, что хорошие специалисты смогут получать достойное вознаграждение абсолютно легально, надо понимать, что платная услуга в стенах обычной поликлиники не равна обслуживанию у частной компании. Зачастую, оплачивая медицинскую услугу в городской поликлинике, пациент в лучшем случае получает преимущество не стоять в очередях. Про качество сервиса, внимательное обращение и комфорт говорить не приходится. В то время как для частной поликлиники репутация – ключевой актив, и тот же специалист поставлен в условия, когда он вынужден думать о том, как сделать довольным буквально каждого клиента. Ведь это его личная, финансовая заинтересованность.
Другая сторона медали – целиком отдать медицинские услуги частному бизнесу никто, конечно, не решится. Скорее всего, стоит ожидать, что платные услуги государственных клиник приобретут более цивилизованный и бизнес-ориентированный формат, например, посредством партнерских схем и разного рода форматов частного бизнеса с государственной аффилированностью. Они, по всей видимости, частично заполнят тот вакуум, который образовался после оптимизации, сокращения и объединения государственных ЛПУ.
Что гарантирует социальное государство
Сам перечень услуг по программе госгарантий не прозрачен. Пациенту непонятно – за что поликлиника имеет право брать с него деньги, а за что – нет. Кроме того, теневой сектор продолжает активно развиваться – множество приемов идут мимо кассы, а это отсутствие гарантий в качестве лечения. В итоге пациент старается избегать походов в бесплатные поликлиники и, если речь идет об ОРВИ или гриппе, то занимается самолечением, а в случае каких-то серьезных патологий идет в платную клинику. Есть определенный процент таких больных, которые изыскивают в своих бюджетах средства и переходят под наблюдение платного доктора, если есть острая необходимость.
Хотя возможностей для заполнения пустующих ниш в государственном здравоохранении у частных клиник куда больше, чем им позволено сегодня. Вот ФОМС регулярно рапортует о том, что платная медицина постепенно вливается в систему ОМС и количество частных клиник, осваивающих деньги внебюджетного фонда, с каждым разом только увеличивается. Однако любой руководитель медицинского центра скажет, насколько нецелесообразно для него работать по существующим тарифам и на существующих условиях и если он соглашается на это, то исключительно по морально-этическим соображениям, из простых человеческих побуждений – оказывать помощь пациентам, фактически работая себе в убыток.
Инвестиции в долгие лета
Большие государственные проекты, связанные с социально-экономическим развитием, всё больше проходят под знаком необходимости развивать человеческий капитал, т. е. совокупность знаний, навыков и умений, выступающей как фактор экономического роста. В данном контексте важная роль будет отдаваться здоровью человека: так как труд человека становится все более ёмким и дорогим, принципиально важно, чтобы гражданин не только самостоятельно инвестировал в свои навыки и умения, но еще и в коэффициент своей активной жизни – по сути, в количество лет, которые он активно живет и капитализирует свои компетенции. А это не только затраты на лечение, когда болезнь уже настигла, но, в первую очередь, акцент на профилактику, ответственное потребление, качественное питание и здоровый образ жизни. На фоне дорожающего труда и бюджетного сжатия в социальных сферах в нашей стране в ближайшее время государственные программы неизбежно будут нацелены на стимулирование инвестирования людей в собственное активное долголетие. И для этой задачи сеть государственных медицинских учреждений вряд ли может выступать серьезным подспорьем.
Именно частники, которые очень гибки и могут быстро подстраиваться под запросы дифференцированных групп потребителей, обеспечат разворот государственной политики в области медицины от советской изжитой системы лечения типовых массовых заболеваний за казенный счет к превентивной медицине, охвату населения сервисами, сопровождающими здоровый образ жизни и раннюю диагностику. И такая вновь открывающаяся ниша постепенно заполняется частниками за счет клиник шаговой доступности и современных форматов дистанционной медицины.
Медицина в «цифре»
На последнем петербургском экономическом форуме совершенно однозначно был обозначен государственный приоритет в развитии информатизации, инноваций и технологичности производства и сферы социальных услуг. В развитых странах медицина является одной из наиболее технологичных и информатизированных секторов экономики, особенно в диагностике. Стоит ожидать, что и наше государство будет вкладывать деньги в развитие отечественных разработок и инфраструктуру информатизации. И одним из самых очевидных выгодополучателей новой моды на информационные технологии должна стать медицинская помощь. Но в настоящий момент сеть государственной медицины едва ли способна грамотно и эффективно воспользоваться достижениями века цифровых технологий, так как поликлиники привязаны к циклу годового бюджетного планирования, сжаты в тисках отчетности и бюрократических препонов. Да и в целом не склонны к бизнес-логике организации процессов медицинского обслуживания. Именно частные клиники умеют не тратить деньги, а зарабатывать, и нацелены на повышение операционной эффективности за счет информатизации и повышения уровня технологичности.
На фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения бюджетной ресурсной базы социального обеспечения, все с любопытством и иногда с опаской смотрят на позицию регулятора и меры государственной политики в сфере здравоохранения. Парадоксально, но прямо или косвенно грядущие инициативы государства расчищают дорогу бизнесу и создают для частников неожиданные коридоры возможностей.
Автор: Олег Владимирович Рукодайный, председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии Московской торгово-промышленной палаты