Кто и почему бросает детей в роддомах Петербурга

Пока сенатор Елена Мизулина борется за запрет в России бэби-боксов, психологи в роддомах Петербурга пытаются предотвратить неанонимные отказы от новорожденных. И если бы не их работа, то в прошлом году в роддомах Северной столицы осталось бы не 149 детей, а намного больше.

Одна из таких психологов – Ирина Михалина, два года работает в роддоме № 16, где рожают ранее не обследованные и женщины без документов. Психологические консультации, юридическая и материальная помощь роженицам оказывается в рамках проекта благотворительного фонда «Родительский мост» «Предотвращение сиротства и временного размещения в учреждения детей первых лет жизни». В прошлом месяце этот проект победил в конкурсе президентских грантов, а это значит, что работа по профилактике отказов от новорожденных в петербургских роддомах будет расширена.

По неясным причинам

«Сейчас мобильное отделение кризисной помощи женщинам с малолетними детьми работает в 16-м роддоме, но вскоре аналогичные структуры появятся и в других роддомах города. Потому что от детей отказываются не только приезжие и женщины, ведущие асоциальный образ жизни, но и вполне благополучные дамы», – объясняет Ирина Михалина.

Подтверждение ее слов можно найти в докладе уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Агапитовой за 2016 год. Из 149 женщин, написавших в роддомах города отказы от своих новорожденных детей, 6 – несовершеннолетние, 35 – иностранки и одна суррогатная мать. При этом 37% женщин отказались от своих детей по неясным причинам, 28,2% – из-за материальной необеспеченности, 14% – по социальным причинам (нет второго родителя, нет жилплощади, болезнь матери), 12% – из-за заболеваний и пороков развития у ребенка, 8% – из-за нежелания его воспитывать, 0,8% – потому, что ребенок родился после изнасилования.

Легче всего договориться с теми, кто испугался материальных трудностей

По словам Ирины Михалиной, в прошлом году после общения с психологами 17 женщин передумали оставлять детей в 16-м роддоме. Если женщина собирается отказаться от новорожденного, потому что ей негде жить, нечего есть и не на что содержать ребенка, то эта ситуация, как правило, разрешается благополучно, говорит Ирина.

«Женщине помогают найти крышу над головой, собирают продукты, вещи для нее и малыша, и она может растить и воспитывать ребенка, не думая о бытовых проблемах. Но бывает, что женщина приняла твердое решение оставить ребенка в роддоме не из-за бытовых неурядиц, а просто потому, что ребенок ей не нужен, и переубедить ее не получится, как ни старайся. Как правило, это взрослые, вполне состоявшиеся женщины, которые обнаружили свою беременность на позднем сроке и не успели сделать аборт», – говорит психолог.

По ее словам, чаще всего из-за бытовых проблем оставляют детей в роддоме именно приезжие и асоциальные личности.

«Но иногда мы просто не успеваем поговорить с роженицей, дабы понять мотив ее отказа от малыша. Потому что женщина поступила в роддом в 4 утра, в 7 родила, а в 7.40 ушла в неизвестном направлении», – рассказывает Ирина Михалина.

Аборт делать грех, а бросать детей – нет?

Ирина отмечает, что это не всегда трагедия, что родная мать бросила малыша, потому что есть женщины, которые не могут позаботиться о детях – и лучше, чтобы они росли в приемной семье.

– Моя задача как специалиста оценить ресурсы. Был случай, когда я хотела помочь женщине оставить ребенка, но после беседы с ней поняла, что ресурсов для этого у матери нет. Впрочем, как и желания. Ее первый муж умер. Остались трое детей 3, 5 и 8 лет, которых она оставила свекрови, а сама уехала в Питер. За два года, что она находилась здесь, она ни разу не интересовалась детьми. Полтора года назад потеряла паспорт и не приложила никаких усилий, чтобы его восстановить, даже зная, что он будет нужен при родах. Рожала она в строительной бытовке, где гостила у гастарбайтеров, потому что скорая в тамошнюю лесополосу заехать не могла. В роддом приехала в том, в чем и рожала, так как вещей у нее не было. Ее родители – алкоголики, и этим объясняется отсутствие у нее материнских чувств, сниженное интеллектуальное развитие и инфантильность. Отцу-белорусу ребенок тоже не нужен. При этом мужчина объяснил, что аборт не стали делать потому, что где-то прочитали, что это большой грех. В таких случаях, я считаю, приемные родители будут лучшей долей для детей, – говорит Ирина Михалина.

Последняя надежда – на родственников

Психолог «Родительского моста» объясняет, что во время кризисной консультации с роженицами старается найти ниточки, которые помогут женщине понять, что ребенок – это не так страшно. Бывает, при угрозе отказа приходится связываться со всеми родственниками малыша и среди них нередко находятся те, кто берет на себя заботу о ребенке.

«Была одна девушка, которая приехала в Петербург работать официанткой, забеременела, но рассталась с отцом ребенка на 7-м месяце. Она хотела отказаться от дочки в роддоме, потому что у нее не было денег, последние сбережения потратила на хостел, а перед родами и вовсе голодала, из-за чего ее гемоглобин оказался на критически низком уровне. При этом девушка очень боялась рассказать родителям, которые живут в Приднестровье и сами перебиваются с хлеба на воду, о произошедшем. Но мы все-таки с ними связались, позвонили другим родственникам, девушка получила моральную поддержку с их стороны. Со своей стороны – мы помогли ей решить юридические вопросы, проблемы с УФМС, оформили документы на ребенка через украинское консульство, пока она находилась в роддоме, нашли жилье. Полгода она растила девочку, кормила ее грудью, любила, оберегала, а потом отвезла ребенка к родителям и вернулась, чтобы зарабатывать деньги для дочери», – рассказала Ирина Михалина.

Те, кто недополучил родительской любви

По мнению психолога, у большей части рожениц, отказывающихся от детей, есть проблемы с выстраиванием взаимоотношений, которые тянутся из детства.

«Чаще всего они попадают в жертвенную ситуацию, мужчины их бросают – и женщины пребывают в полном отчаянии. Им не до ребенка. А в последние годы участились случаи, когда женщины в семье играли роль спасительниц, пахали, чтобы содержать своих мужиков, но, когда из-за беременности они переставали зарабатывать, их мужчины вставали с диванов и уходили. И женщинам в таких ситуациях дети оказались не нужны», – говорит психолог.

«Но наибольший процент рожениц, оставляющих детей в роддоме, имеют алкогольную или наркозависимость. А если нет, то при беседе выясняется, что она – дочь алкоголиков, жертва жесткого обращения или ребенок, которому вечно работающие родители не уделяли внимания. Да и муж у нее – алкоголик или наркоман. То есть в основном от детей отказываются женщины, которые в свое время недополучили любви и ласки родителей. Это как под копирку», – делится Ирина.

Но случается, что женщина, которая знает, что откажется от малыша, всю беременность пытается найти ему приемных родителей. Но по закону это невозможно. Сразу в приемную семью из роддомов дети не попадают. Месяц-два они находятся в больнице, где проходят обследование, а потом уже попадают в дом ребенка, откуда их усыновляют.

– Этот период в больнице очень отражается на малышах. Находясь в изоляции, дети отстают в развитии. Младенцам необходим эмоциональный контакт с одними и теми же людьми, прикосновения, поглаживания, разговоры, а ресурсов больниц на это не хватает. Попав в семью, ребенок это доберет, но нехватка тепла в грудничковом периоде уходит в бессознательное. С возрастом это может проявиться в замкнутости, расстройствах привязанности, недоверии к миру, тревожности, болезненности. Последствия те же, что бывают после переживания длительного психологического стресса, – рассказывает Ирина Михалина.

Отказы от детей как примета времени

По словам кризисного психолога, очень часто отказываются от детей-инвалидов. Даже дагестанцы, киргизы и представители других национальностей, которые детей обычно не бросают. А психолога в таких случаях редко зовут. «Муж сказал, я написала отказ», – говорят женщины.

– Иногда отказы от особенных детей провоцируют врачи, которые говорят, что, оставив ребенка, вы угробите свою жизнь, что он не жилец, а вы себе нового родите… Возможно, медиками в таких ситуациях движет сочувствие. Человеческий фактор тут очень важен. Но важна и роль государства. Если бы у нас в стране помогали родителям инвалидов, если бы существовала доступная среда и прочее, воспитывать инвалида было бы не страшно и не стыдно, – уверена психолог.

Усыновить особенного ребенка готовы единицы

– Приемные родители зачастую делают запросы на полностью здоровых, славянской внешности малышей. И приходится им объяснять, что большинство отказников – это дети мигрантов или социально неблагополучных граждан, и даже если ребенок сейчас кажется здоровым, в старшем возрасте может что-то проявиться. Большая психиатрия, например, проявляется в старшем подростковом возрасте, – объясняет Ирина Михалина.

Она напомнила, что в России бум отказов от новорожденных детей приходился на перестройку и постперестроечные годы, когда у людей не было денег и они пили. Их дети, недополучившие родительской любви и не умеющие любить себя и своих детей, сегодня отказываются них.

– В отличие от тех лет, сегодня много людей, готовых взять ребенка в свою семью, поэтому проблема сиротства нивелируется. Другая особенность времени, о которой можно говорить, глядя на младенцев-отказников, – это снижение количества нелегальных трудовых мигрантов. Сейчас детей таджиков и узбеков, которых оставляют в роддомах, не так много, как несколько лет назад. Но это значит, что и процент здоровых детей среди отказников уменьшается. Русские дети, оставленные в роддоме, – это, в основном, дети-инвалиды и дети алкоголиков, – заключила психолог «Родительского моста».

Источник: Общественный контроль

Как сообщалось ранее, медицинский юрист маркетинговой группы «Алёхин и партнёры» Роман Алёхин считает, что беби-боксы не решат проблему плохого уровня культуры общества, которая и порождает безответственность родителей к своим детям. Подробнее читайте: Эксперт: «Беби-боксы — не панацея от асоциального поведения матерей».

Поделиться