В Мурманске санитарки областной станции переливания крови отказываются переводится в разряд уборщиц технических помещений, передаёт 19 декабря СеверПост.
Младший медицинский персонал ещё с прошлого года начали переводить в неквалифицированные рабочие. Проще говоря – в уборщиков производственных помещений.
Во всех медицинских учреждениях происходит сейчас то, что на официальном языке называется «поэтапным внедрением новых профессиональных стандартов». Докатилась эта волна и до Мурманска.
14 февраля этого года на мурманской станции переливания крови санитарки получили уведомления о переводе их на другую должность – уборщиков производственных помещений.
Администрация поставила людей перед фактом, что их должность будет изменена. Две подружки-санитарки обратились к юристу с просьбой объяснить, законны или нет подобные действия.
«Я ознакомился с документами. Разумеется, всё это незаконно. Мною были составлены заявления, которые были отправлены в Государственную инспекцию труда в Мурманской области», – рассказывает мурманский юрист Дмитрий Шевляков.
С марта по апрель инспекция труда проводила внеплановую проверку. И признала, что действия работодателя – незаконны.
В адрес работодателя было вынесено представление, согласно которому он был обязан устранить нарушения трудового законодательства и отозвать уведомления. Кроме того, работодатель был привлечён к административной ответственности – наказан рублём.
«Предложение о переводе было сделано в ультимативной форме: хотите работать дальше – подписывайте бумагу, нет — с вещами на выход», – вступает в разговор санитарка, проработавшая на станции переливания крови 11 лет, Татьяна Пошванюк и продолжает:
«А нас, таких непокорных и дерзких за обращение в трудовую инспекцию, наказали – наши ставки сократили. Оставшимся санитаркам сказали, мол, ещё раз кто-то пожалуется, сразу уволим», – вздыхает Пошванюк.
По её словам, раньше на станции переливания крови уборщиц вообще не было – всю работу делали санитарки, а теперь они будут выполнять те же функции, но в должности уборщиц. При этом они останутся без определённых льгот.
«Согласившись на условия работодателя, мы бы в 2 раза потеряли в зарплате – оклад уборщиков производственных помещений значительно ниже.
Во-вторых, с потерей статуса медицинского работника мы лишаемся всех льгот, связанных с ним, что немало», – добавляет Пошванюк.
Плюс санитарки теряют доплату за непрерывный стаж работника здравоохранения.
И так называемую «вредность», за что полагается дополнительный отпуск — 14 дней, и денежная доплата (25% к окладу).
По общему мнению отдела заготовки крови и его компонентов, санитарок специально переводят на ставку уборщиц, чтобы не обеспечивать им увеличения зарплаты, как положено в соответствии с «майскими указами» президента 2012 года.
В соответствии с ними средняя зарплата младшего и среднего медперсонала к 2018 году должна сравняться со средней по региону.
«Мы в корне не согласны работать по другой профессии, потому что моя профессия – санитарка – это не уборщица, однозначно», – добавляет вторая «бунтарка», проработавшая на станции переливания крови 6 лет, – Евгения Черемисина.
По её словам, санитарка – это младший медицинский сотрудник, который выполняет определённые функции и имеет определенные знания. И с донорами должны работать санитарки, а не уборщицы.
«Мы же работаем с различными биоматериалами: кровью, плазмой», – поясняет Черемисина.
А санитарка на станции всё равно, что правая рука медсестёр. У них руки по локоть в крови и других жидкостях ведь они работают в операционных залах с донорами.
Если происходит разлив крови, плохо стало донору — санитарка спешит с корытцем, приводит в чувство человека.
Дезрастворами обрабатываю операционные залы. Это имеет мало общего с ведром, водой и мылом, что есть у уборщиц.
«Уборщики производственных помещениий делают всё, что и раньше будучи санитарками, из обязанностей только убрали накладывание жгута и повязки, но при этом, будучи в статусе уборщиков, они работают без медосмотра», – добавляет Пошванюк.
«А сам факт подписания или не подписания этого уведомления ничего не решает, так как это незаконно», – комментирует юрист Дмитрий Шевляков и добавляет:
«По сути, руководитель станции переливания крови по собственному желанию устанавливает, какие должности и какие работники должны работать у него на предприятии, явно превышая свои полномочия.
Более того, их штатная численность не соответствовала нормативам. В их отделе заготовки крови и её компонентов должно быть 9 санитарок по штату, а у них на начало года было – 6, в мае осталось – 2, а на 1 августа вообще – ноль. Все 22 санитарки станции переливания крови сокращены. Поэтому мы намерены запросить проверку действий главного врача по поводу изменения штатной численности, и в этом случае можно ставить вопрос об отзыве лицензии».
За комментариями мы обратились в региональный минздрав.
«Кто такой мединский работник? Это врач и медперсонал. Речь идет о санитарочках, которые не имеют никакого медицинского образования. В связи с этим мы уже последние два года смотрим на вклад каждого медицинского работника в оказание медицинской помощи», – считает региональный министр здравоохранения Мурманской области Валерий Перетрухин и продолжает:
«Если человек моет полы в коридоре в поликлинике, надо понимать, что он с больным не соприкасается. Это обыкновенная уборщица. Речь не идёт о санитарках, которые работают в оперблоках. Они занимаются биоматериалами, они все убирают. И они, как были, так и будут. Но те, кто не занимаются пациентами, это у-бор-щицы». Поэтому они не попадают в «майские приказы», у них отдельная зарплата. В общем, есть несогласные, приходите, будем разговаривать!»
Несогласные своим служебным положением муранчанки подали заявления в Октябрьский районный суд. Однако иски было отклонены. Юрист, оказывающий помощь сокращенным санитаркам, намеревается обжаловать это решение.
Всё, чего добиваются сокращенные санитарки, – справедливости. Они хотят вернуться на прежнюю работу с прежней должностью и всеми полагающимися привилегиями медработников.
Как сообщалось ранее, департамент здравоохранения администрации Владимирской области объяснил, почему больницы региона-33 разжаловали санитарок в уборщицы: по версии облздрава, сделать это предписало Министерство труда. Подробнее читайте: «Кадровые перекосы» в «санитарной катастрофе».