На днях американские учёные заявили о новом прорыве в лечении онкозаболеваний. Им удалось «перепрограммировать» иммунные клетки женщины, чтобы они побороли опухоль в груди и все её метастазы.
Заместитель главного врача по хирургической помощи ФНКЦ ФМБА России Роман Ищенко пояснил, что метод иммунотерапии в онкологической практике известен давно. Идея “терапии иммунными клетками” не нова и вряд ли ее можно считать прорывной.
Следует обратить внимание на то, что по биологии развития злокачественных опухолей (ускользание от иммунного надзора благодаря феномену “антигенной мимикрии”***) метод иммунотерапии считается наиболее перспективным и оправданным. На современном этапе развития фундаментальной медицины иммунотерапия при целом ряде высокоагрессивных опухолей позволила получить обнадеживающие результаты, а при некоторых локализациях злокачественных опухолей (меланома, рак легкого и др.) данный метод терапии рекомендуется в международных стандартах.
Однако иммунотерапия по-прежнему остается наименее изученным методом лечения в онкологии.
Эксперт добавил, что в России подобные методы лечения разрабатываются достаточно давно, в частности, в трёх ведущих онкологических учреждениях страны: ФГБУ НМИЦ онкологии им Блохина НН, МНИОИ им Герцена ПА, НМИЦ онкологии им Петрова НН. Результаты целого ряда многолетних исследований детально изложены в работах профессоров Лактионова КК и Имянитова ЕН.
Методы иммунотерапии при отдельных опухолях уже сейчас доступны российским гражданам страдающих онкологическими заболеваниями. Для новых и исследуемых методов лечения в настоящее время есть регламентированные сроки изучения клинического эффекта и побочных явлений. Данная процедура проводится в рамках так называемых международных рандомизированных клинических исследований и жестко контролируется Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и целым рядом Этических организаций и контролирующих органов.
«В среднем от момента изобретения метода/препарата до разрешения к широкому применению проходит от 3 до 5 лет. Это тот минимальный промежуток времени, который позволяет экспертам оценить возможные побочные эффекты и их риск для здоровья пациента (который может превышать эффект от лечения). Только в случае эпидемий ВОЗ допускает минимизацию сроков исследований», – заключил Роман Ищенко.
Как сообщалось ранее, в журнале «Nature Мedicine» вышла публикация о методе Adoptive T cell therapy, широко освещенная в СМИ и называемая ими первым в своем роде прорывом в лечении рака. Подробнее читайте: «Россия может дать шанс онкопациентам, испытав новую методику из США».