Врач-психиатр, выпускница МГУ Надежда Романенко рассказала Taday.ru, как понять, что тебе пора к психиатру, могут ли родственники навредить пациенту, как проявляется профессиональная деформация у психиатров и как они борются с эмоциональным выгоранием.
По словам врача, из многообразия психической патологии сложно ответить на вопрос, когда пора обращаться к психиатру.
«В любом случае, это странности поведения, которые замечают, естественно, родственники. Это замкнутость, конфликтность, эмоциональная измененность, трудности социальной, трудовой, учебной адаптации. Обязательна консультация специалиста, если у человека возникает агрессия к окружающим или аутоагрессия, отказ от еды и питья. Если человек замирает в странных позах, подолгу не отвечает на вопросы, разговаривает сам с собой, не спит по ночам. Немотивированные перемены настроения, длительные спады, чрезмерные эмоциональные подъемы, навязчивые состояния, страхи. В общем, любые состояния, приносящие дискомфорт самому человеку или его окружению», – пояснила специалист.
По её словам, фактором риска считается наличие в роду людей, у которых были фиксированы психические отклонения. Можно считать предрасполагающим фактором наличие аномалий развития нервной системы, серьезных травм головного мозга, особенно в младенческом и раннем детском возрасте, перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, наркоз и тому подобное. Но даже при наличии таких факторов развитие той или иной психической патологии в дальнейшем необязательно.
«Катализатором может стать любой стресс, а также употребление психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков), травма головы. Болезнь может начаться и планомерно, без какого-либо провоцирующего фактора», – добавила врач.
По её словам, люди до сих пор верят в предрассудки, что лечиться у психиатра стыдно и они активно подогреваются антипсихиатрически настроенными людьми, пропагандирующими либо вред психотропных препаратов, либо отсутствие психических заболеваний как таковых.
«Общественное мнение ― еще один фактор позднего обращения к психиатрам. Людям трудно признать у себя наличие психических проблем, опасения быть непонятыми родными, друзьями, коллегами и тому подобное. Это все так же актуально».
Кроме того, родственники иногда до самого конца отрицают факт болезни. Зачастую они и замечают, что с потенциальным пациентом что-то не так, но списывают это на характер или жизненные трудности.
Тем самым близкие могут навредить больному, так как чем раньше обратишься к специалисту, тем легче будет их вылечить.
«Некоторые даже препятствуют лечению больных, считая, что их болезни нет. Что их состояние ― это нежелание взять себя в руки, лень, попытка отвертеться от каких-то дел или проблем. Еще один вариант ― психологическое давление. Родственники могут прямо указывать пациенту на его недуг или высмеивать болезненные для него вопросы. И это периодически сводит лечение на нет», – отметила Надежда Романенко.
По её словам, общаться с родственниками сложнее, ем с самими пациентами.
«Пациент просто лечится, хотя и среди них много тяжелых в общении или просто очень капризных. Но ты все равно понимаешь, что человек болен и ему плохо. А вот родственники могут ставить условия по лечению, требовать определенных результатов. При этом реальные цели врача не всегда совпадают с ожиданиями родных из-за отсутствия у них критики к состоянию больного. А некоторым родственникам, наоборот, сочувствуешь: трудно сообщать им плохие новости, иногда за них переживаешь больше, чем за самого больного», – рассказала психиатр.
Врач добавила, что полностью излечиться от психического заболевания нельзя, оно является хроническим. Это болезнь с человеком навсегда, но ее можно вывести в ремиссию, то есть в состояние, когда никаких симптомов нет или их остается минимальное количество.
Кроме того, специалист отметила, что понятия «психически здоровый человек» не существует. По её словам, можно сформулировать понятие психического здоровья как состояние, при котором у человека не выявляются патологические психические симптомы.
Надежда Романенко рассказала, что, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием на работе, старается максимально отвлекаться от неё в нерабочее время и общаться с приятными людьми.
Если бы была такая возможность, врач бы выбрала другую профессию не только из-за тяжести ежедневного общения со страдающими от болезней людьми и их родными, но также из-за многих организационных, юридических, административных проблем, очень актуальных для нашего здравоохранения.
Как сообщалось ранее, заведующий медико-реабилитационным отделением Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н. А. Алексеева, президент Региональной московской общественной организации «Клуб психиатров» Аркадий Шмилович рассказал EG.RU, кого могут забрать на принудительное лечение и как это делается. Подробнее читайте: Психиатр: Симулировать душевную болезнь практически невозможно.