• Medrussia:
«Врач же тоже человек, он читает Гугл и Яндекс»

Заведующий кафедрой терапии и семейной медицины Российского национального исследовательского медуниверситета имени Пирогова Григорий Ройтберг рассказал RG.RU о том, как за последние 20 лет изменился среднестатистический больной, должен ли доктор любить своего пациента и как лечить того, кто пользуется подсказками Интернета.

“Доктор Гугл”

Доктор Ройтберг рассказал, что на кафедре стремятся научить будущих врачей поддерживать желание пациента принимать участие в лечебном процессе. По его словам, семейные врачи должны знать, что сегодня больные совсем не такие, как были 20-30 лет назад.

«Действительно, он уже послушал мнение “доктора Гугла”, а потому иногда знает о своем заболевании не меньше, чем врач», – отметил эксперт.

«октор должен понимать, что он не обладает сакральными, то есть одному ему и его коллегам известными знаниями. Он должен – и это более важно – понимать, что наличие базисных знаний обязательно, но при этом должно быть желание и возможность постоянно учиться. Что движет врачом? Клятва Гиппократа, зарплата, положение в обществе… А что движет пациентом? Жажда жизни, стремление быть здоровым. Что важнее?», – добавил Григорий Ройтберг.

Но, при этом, если у доктора кроме узких познаний по заболеванию есть опыт, знания о влиянии болезни на конкретного больного, интуиция, тогда становится очевидным: искусство врачевания никуда не делось, а обрело новые нюансы. И умение любить пациента, как об этом писал великий русский философ Иван Ильин, тоже никуда не делось. Если вы не можете проникнуться сочувствием к пациенту, то лучше не лечить его. Пусть пойдет к другому врачу, считает специалист.

Противоречивые исследования

По поводу противоречий разных исследований, например, когда одни говорят, что молоко вызывает рак, а другие призывают пить его по два стакана в день, чтоб оставаться здоровым, эксперт заявил, что эти вопросы тяжелы не только для пациента, но и для самого врача.

«Врач же тоже человек, он тоже читает “Гугл” и “Яндекс”. Врач присутствует на конференциях, спонсируемых той или иной фармацевтической кампанией, имеющей свои интересы. Он читает медицинские журналы, статьи в которых нередко оплачиваются определенными заказчиками. Иногда сложно противостоять этому потоку “солидной” информации.

Есть так называемый метаболический синдром, один из компонентов которого – избыточное отложение жира на внутренних органах брюшной полости. Никто не хочет, чтобы этот синдром настиг его. Какие только рекомендации на эту тему сегодня не озвучиваются! Исключите из рациона углеводы. Ешьте только белки и жиры – это так называемая диета Аткинса. Ей в свое время следовали миллионы людей. Финал, к сожалению, плачевен. При длительном следовании этой диете быстро развивается атеросклероз, возникают необратимые изменения в печени. А малейшее нарушение диеты приводит к быстрому образованию жировых отложений. Или: здоровый человек, чтобы сохранить здоровье, нормальный вес и красивую внешность, должен отказаться от сахара и других сладостей», – пояснил доктор.

Сахар и соль – враги или друзья?

Григорий Ройтберг назвал опаснейшим заблуждением известную рекомендацию о том, что соль и сахар – главные враги человека.

«У людей, которые полностью отказались от сахара, продуцируется так называемый тау-белок, который ответственен за развитие болезни Альцгеймера. Возможно, внешность человека сохранится. Но вспомнить зачем, для чего он живет, нормально воспринимать окружающий мир он уже не в состоянии. Сегодня на лечение эректильной дисфункции у мужчин и увеличение груди у женщин тратится денег в пять раз больше, чем на лечение болезни Альцгеймера. Пройдут годы, и будет большое количество красивых и сексуально привлекательных пожилых людей, которые не будут помнить, для чего им это нужно.

То же могу рассказать про соль. С древности известно, что любые чрезмерные ограничения, так же, как и любые излишества, вредны. Сошлюсь на основателя мировой фармакологии Парацельса. Он сказал: “Яд делает доза”. Нет абсолютно вредных или абсолютно безвредных продуктов. К сожалению, подобные рекомендации слышим и по образу жизни. Например, больной спрашивает врача: “Когда мне вечером можно поесть, чтобы хорошо спать?”. Обычный ответ: “За два – четыре часа до сна”. Но если у человека болезнь желчного пузыря, спазмы желчного пузыря, то ему просто необходимо поесть прямо перед сном. То есть любые советы должны быть персонифицированы», – уверен врач.

Индивидуальный подход

По мнению эксперта, индивидуальный подход к пациенту никогда не устареет даже несмотря на нашествие роботизированной медицины.

«Хотя я лично против такого термина. Медицина – удел людей, не роботов. Я привык, что слова должны иметь определенные значения. Когда вы говорите о роботизированной медицине, то нужно понимать, что вы имеете в виду. Если вы думаете, что завтра придет робот и скажет: “Здравствуйте Ирина Григорьевна, пойдемте, я вас прооперирую”, и будет исполнять все функции врача, то… Думаю, сегодня такой возможности не предвидится. Если же вы говорите, что робот или робототехника, или специальные компьютеры помогают врачу быстро получить информацию, я только “за”. Например, мы у себя в клинике разработали программу поддержки принятия решений. Это великолепный справочник, который в секунды выдаст стандарты для оптимального принятия решения.

Сегодня много лекарственных препаратов. Вы придете к терапевту, он вам назначит для сердца, еще для чего-то четыре лекарства. Потом вы зайдете к урологу. Он вам назначит еще два. Потом вы вспомните, что у вас болело что-то еще, и вам назначат противовоспалительные. Потом, если у больного сахарный диабет, у него еще три лекарства, которые нельзя отменить. Всего получилось 12 лекарственных препаратов. Но, как говорил знаменитый ученый-терапевт, основоположник клинической фармакологии в России Борис Евгеньевич Вотчал: “Одно лекарство и второе лекарство – это не два лекарства, – это третье лекарство”. Фармакокинетика – одна из загадочнейших областей. И где взять Эйнштейнов, которые смогут за секунды просчитать в голове мультифакторный анализ взаимодействия лекарственных препаратов в организме.

А теперь не нужен Эйнштейн: доктор нажимает кнопку компьютера, и через 0,8 секунды получает: 1) ты забыл, что эта пациентка беременная и что ей это вообще нельзя назначать; 2) нельзя сочетать два таких лекарства, потому что в их состав входит одинаковый компонент и его доза будет значительно превышать необходимую; 3) назначив этот препарат, не забывай проверять каждый день креатинин. Роботы сегодня – это другой вид справочника. Очень нужного, очень полезного.

Персонифицированная медицина – это индивидуальный подход к больному. Одному нельзя употреблять творог потому, что… Другим можно, полезно. Одному противопоказаны физические нагрузки. Другим показаны. Такая персонифицированная медицина была всегда. Сегодня персонифицированной называют медицину, когда лекарства для больного индивидуально отработанные. Возможно, это будущее», – заключил Григорий Ройтберг.

Как сообщалось ранее, доцент кафедры педиатрии Московского медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова Светлана Зайцева рассказала изданию о том, чего не следует делать при недугах, каковы риски и как избежать осложнений. Подробнее читайте: «Правильное самолечение для пациента — это соблюдение рекомендаций врача».

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры