• Medrussia:
«Лучший отдых для врача – это смена места профессиональной деятельности»

В российском здравоохранении много чего не хватает. Где-то – лекарств, где-то – врачей, а в отдельных случаях – и инициативы. Лучше и охотнее всего исправляется дефицит последнего. Инициатива сейчас – это «фишка» для регионов, демонстрирующая общую «продвинутость» и соответствие руководства требованиям времени и духу перемен.

В Пензенской области проводится «Марафон здоровья»: по субботам и воскресеньям в разных местах города медицинские работники консультируют праздно шатающихся горожан. Под сенью кипариса в Центральном парке вам могут измерить давление или дать консультацию специалисты-онкологи. В тени общественного туалета на набережной реки в городе «Спутник» устроились на ближайшие выходные медицинские работники Центра СПИД – в 30-градусную жару тени больше нигде не нашлось. Они проводят экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию.

В целом приближение медицинской помощи к населению «по определению» улучшает его доступность. Вопрос только – за счёт чего? Не секрет, что с кадрами медицинских работников в оптимизированном здравоохранении сложилось катастрофическое положение. Заткнуть пробоины в первичном звене пытаются выпускниками медицинских институтов и увеличением нагрузок на еще не уволившийся медицинский персонал поликлиник. О том, что с кадрами совсем плохо, свидетельствуют не отчеты региональных здравоохраненческих вождей, а жалобы населения. В случаях, когда они просачиваются через чиновничий фильтр и достигают ушей или очей руководителей региона. Крайне редко доступность медицинской помощи оказывается в фокусе внимания региональных СМИ.

Лучший отдых – это смена видов деятельности. Профессиональной.

Энтузиазма у врачей и медицинских сестёр попытки компенсировать издержки «оптимизации» привлечением к работе в выходные дни не вызывают. Даже предоставлением отгулов или двойной оплатой. Отгул – это увеличение нагрузки на коллег, а выходной каждый хочет провести так, как ему нравится. Выходной гарантирован Конституцией, а принуждение к работе вне рабочего места, утвержденного трудовым договором – нет. Но это мало беспокоит вождей от здравоохранения, даже из соображений полного отсутствия эффективности проведенной работы.

Во всяком случае – при проведении экспресс-тестирования на ВИЧ в условиях максимальной открытости для посторонних глаз. За пару выходных обследовать двадцать-тридцать человек, не устоявших перед обаянием женщин в белых халатах, оторванных от домашнего очага, да еще с нулевым результатом… Кому это нужно? Хотя бы из соображений стоимости рабочего дня главного нештатного специалиста Минздрава Пензенской области и медицинской сестры высшей категории? Только жрецам силиконовой медицины.

Не думаю, что мобилизационные принципы в организации системы здравоохранения улучшают ее надежность и дружественность для пациентов. И восторгов медицинских работников, которым изрядно надоели призывы, требования и угрозы применения высшей меры наказания, ожидать не приходится. Но крепостной принцип организации кадровой работы в здравоохранении дает свои плоды – медицинские работники чертыхаются и молчат. Тянут свой воз, надрываются – но тянут. Надолго ли?

Загнанную лошадь пристреливают, не правда ли?

Врачей и медицинских сестер загоняют, словно в каком-то людоедском эксперименте. Верх безрассудства перегружать воз нагрузок, который тянут послушники Гиппократа под руководством своих верховных жрецов. Но это жрецов от здравоохранения не останавливает.

Руководителям регионов податливость медработников внушает ненужный оптимизм, подталкивающий к новым инициативам. С одной из них выступил И.Белозерцев, губернатор Пензенской области.

До наступления холодов с 10 сентября велено организовать работу выездных медицинских бригад во дворах многоквартирных домов. Первыми на амбразуру должны броситься главные врачи и их заместители, а также заведующие поликлиниками (им деваться некуда).

Во втором эшелоне, которому суждено стать передовой борьбы за здоровье, займут позиции врачи поликлиник – с ними, наверное, в Пензе настолько всё хорошо, что можно уже и на картошку посылать, как в добрые советские времена. А в роли сибирских дивизий при битве под Москвой выступят специалисты медицинского института и студенты пятого курса.

Безвозвратные потери в здравоохранении региона при такой системе работы неизбежны. Одно только смущает: а ради чего?

Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица…

Может быть, бабушки во дворах в поликлиники идти не хотят? Не верю! Если не хотят – нужно выяснить: почему? Как советует губернатор, «не отбиваться от людей, что у нас всё хорошо, а разрешать проблемы на местах, записывать претензии граждан к системе здравоохранения»…

Для того, чтобы выяснить претензии граждан, не следует поручать это тем, кому претензии адресованы – всё равно соврут, замнут и подретушируют. Нужно будет – силикончику в грудь брызнут. Для этого в регионе есть социологи, в том числе – студенты. Будет дешево и достоверно. Если это действительно кому-то нужно.

Сложнее, когда призыв губернатора к проведению консультаций специалистов будет воспринят буквально. От уличного приема врачей (есть опыт «Марафона здоровья») до организации работы узких специалистов в подъездах и подвалах жилых домов – совсем недалеко. Будет очень инновационно.

Не знаю, кто подсказал губернатору эту чудесную идею, вряд ли это его личный инсайд, вероятнее, озарение стимулировано чьим-то усердным напряжением мозговой деятельности. Много чего еще нет в нашем здравоохранении.

Автор: Сергей Олейник, врач-эпидемиолог, специалист по социально значимым заболеваниям

Как сообщалось ранее, «Минздрав победит туберкулёз к 2030 году», «Российская вакцина от ВИЧ разрабатывается и она безопасна», «В Московской области наблюдаются рекордные успехи в лечении онкологии» — с такими заявлениями в последнее время часто выступает министр здравоохранения Вероника Скворцова. Подробнее читайте: «Здравоохранение как силиконовая грудь: большая до неприличия, но искусственная».

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры