• Medrussia:
Российский Гиппократ

Одно из ведущих медицинских учреждений Москвы – Пироговский центр имеет более чем столетнюю, весьма богатую историю. С середины 1920-х годов он получил и определенную «элитарную репутацию», став Поликлиникой медицинской секции Центральной комиссии по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ). Организация, помогавшая и охранявшая быт и бытие наших ученых, меняла названия, но поликлиника, будущий Пироговский центр, оставалась ее главным медицинским стержнем…

И хотя Национальному медико-хирургическому центру имя российского хирурга, ученого и общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова было присвоено лишь 11 ноября 2003 г. – весь период работы здесь поддерживались традиции, научный уровень, благородный дух великого русского врача.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) признан одним из самых выдающихся врачей XIX века и главным авторитетом в военно-полевой хирургии. В 1870 году Международный Красный Крест пригласил его осмотреть военно-санитарные учреждения на театре Франко-прусской войны того года. Эта командировка стала международным триумфом Пирогова. Его пациентами были Н.А. Некрасов, В.В. Стасов, П.И. Чайковский, Отто фон Бисмарк.

Героя тогдашней Европы Джузеппе Гарибальди, раненного при Аспромонте, лечили (безуспешно) лучшие врачи Италии, Франции, Англии. Но лишь приглашенный Пирогов смог точно определить характер раны (местоположение пули) и предложить оригинальный (для западных врачей) метод лечения. Свою благодарность Гарибальди выражал неоднократно, в том числе в своих мемуарах. А опыт, новаторский для западных врачей, Пирогов приобрел во время Крымской войны, обследовав 20 тыс. раненых и больных воинов, проведя лично или руководя 10 тыс. операций!

Мировую известность получили не только хирургические новации Пирогова, но и его подход к организации всей военно-полевой медицины. Его принцип: война – травматическая эпидемия, и меры должны быть, как при эпидемиях. Главная цель хирургической и административной деятельности на театре войны – не спешные операции, а правильно организованный уход за ранеными и консервативное лечение. Главное зло – беспорядочная скученность раненых, первая мера – сортирование раненых, наивозможно быстрое их рассредоточение.

В Крымскую войну Пирогов первым в мире применил гипсовую повязку. Тогда же имел место случай, весьма характерный для доктора. Проводя недалеко от осажденного Севастополя ежедневно десятки операций (в том числе знаменитому потом герою – матросу Кошке), он нашел время принять приехавшего безвестного юношу, уже «приговоренного» лучшими врачами Петербурга: «Скоротечная чахотка». Н.И. Пирогов внимательно (в обстановке прифронтового госпиталя!) обследовал юношу и поставил диагноз: врожденный порок митрального клапана… «Но, – добавил доктор, – вы точно переживете всех нас!» (Пирогов имел в виду и себя, на тот момент 44-летнего, и своих петербургских коллег.) Диагноз и вывод блестяще подтвердились: отчаявшийся и приговоренный юноша прожил долгую, поистине выдающуюся, полезнейшую стране и миру жизнь. Его звали Дмитрий Иванович Менделеев.

Обобщенные традиции Николая Ивановича Пирогова можно считать неким продолжением известного кодекса Гиппократа: лечить великих и безвестных людей с равной мерой усердия и в самых громадных потоках, как во время Крымской войны, не ослаблять внимания ни к единому пациенту. И Национальный медико-хирургический центр им. Н.И.  Пирогова Минздрава России продолжает дело своего великого эпонима.

После Великой Отечественной войны, оставаясь поликлиникой и больницей для ученых и творческой интеллигенции, медицинский центр принимал на лечение и другие категории граждан.

«Элитарность» проявлялась прежде всего в высочайшей концентрации лучших российских, советских светил медицины. Здесь работали выдающиеся хирурги Н.Н. Бурденко, С.И. Спасокукоцкий, А.Н. Бакулев, Н.Н. Теребинский, терапевты В.Ф. Зеленин, М.П. Кончаловский, Д.Д. Плетнев, Д.М. Российский, В.Д. Шервинский, А.И. Яроцкий, Г.Ф. Ланг, акушеры-гинекологи С.И. Благоволин, Г.Ф. Ланг, И.Л. Брауде, А.Д. Казанский, Ю.В. Снегирев.

«Храмом» врачевания, но еще и – образования, воспитания, науки называет центр его основатель и президент, академик, профессор, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки РФ Юрий Шевченко.

Центр многопрофильный. Но мне хотелось бы обратиться к одной группе недугов и методов их исцеления, показать практически государственную важность этой частной темы. Речь идет о новом направлении, объединяющем урологию, андрологию, пластическую хирургию и называющемся тоже весьма непривычно: «Мужское здоровье и красота».

Что это такое, объяснил по-простому врач Бениамин Ханалиев, по виду, как обычно выражаются, «здоровенный мужик, спортсмен». Да, он мастер спорта, главный врач Федерации рукопашного боя, друзья и пациенты – соответствующие. «Когда они уходят из большого спорта – нагрузки падают, вес растет. Но люди ведь сильные, волевые, настоящие мужчины – они начинают бороться с лишним весом», – рассказывает Ханалиев…

Так разговор начался с темы, большинством населения воспринимаемой как побочная. Главного уролога центра доктора медицинских наук, профессора Сергея Нестерова я расспросил и о главных, «серьезных», точнее – более привычных направлениях работы урологического отделения.

«Наш акцент – на использовании современных мини-инвазивных и эндоскопических методик, – подчеркнул сразу же Сергей Нестеров. – Среди основных направлений – лечение доброкачественной гиперплазии предстательной железы, эректильной дисфункции, гиперактивного мочевого пузыря, воспалительных заболеваний мочевой системы, мочекаменной болезни, онкоурологии, а также – да, генитальная и реконструктивная хирургия».

По словам Нестерова, с 2002 года число пациентов в отделении урологии и нефрологии неуклонно растет. В 2016 году – 1196 человек, при выполненном оперативном вмешательстве у 1131 человека…

Урологическая служба НМХЦ им. Н.И. Пирогова – это урологическое отделение и кафедра урологии и нефрологии Института усовершенствования врачей центра. Преподавательский состав: профессор, три доцента, два ассистента и три аспиранта. За время работы кафедра подготовила 42 клинических ординатора, 4 аспиранта и 2 докторанта.

Так и Николай Иванович Пирогов: успевал лечить и учить лечить.

Автор: Историк, публицист Игорь Шумейко, Независимая

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры