• Medrussia:
Любой врач, назначая лекарства, рискует даже при досконально собранном анамнезе

Итак, что мы имеем. Анафилаксия – тяжелое, угрожающее жизни состояние, возникающее в результате повышенной чувствительности организма к аллергену.  

В роли аллергена могут выступать самые различные медикаменты – антибиотики, анестетики, иммуноглобулины, сыворотки, анальгетики, вакцины. Всё то, с помощью чего мы лечим, обезболиваем, диагностируем – иначе говоря, облегчаем жизнь пациентов. Так вот, на ЛЮБОЙ из этих препаратов у ЛЮБОГО человека может развиться анафилактическая реакция.

– Анафилаксия в большинстве случаев непредсказуема

– Она не зависит от дозы препарата

– Развивается очень быстро, иной раз в считанные секунды

– Нередко приводит к летальному исходу даже при своевременно и правильно оказанной помощи

– На сегодняшний день   не существует достоверных тестов, позволяющих с высокой вероятностью предсказать анафилаксию у конкретного пациента, и эта проблема существует не только в России, но и во всём мире

– На сегодняшний день не существует волшебного укола, который со 100% вероятностью предотвратил бы аллергическую реакцию.

Таким образом, любой врач, назначающий ту или иную процедуру или препарат, даже при условии идеально собранного анамнеза всё равно рискует. Кстати, про анамнез. Вы не представляете себе, сколько раз ко мне на прием приходили люди, которые когда-то давно чуть не умерли от инъекции какого-то препарата. Название препарата они не помнят, свой диагноз тоже, документация не сохранилась, а записать лекарство, от которого чуть не отъехал на тот свет – ума не хватило. И подавай ему справку о том, что операция не противопоказана. Ага.

К счастью, фатальные аллергические реакции случаются не так уж часто, но врачу, которому пришлось с ними столкнуться, от этого не легче, и в этой ситуации я безумно сочувствую и доктору, и пациенту, и его родственникам. Это та ситуация, когда сильно не повезло всем. Это та ситуация, предотвратить которую было зачастую просто невозможно. Это та ситуация, в которой лишать свободы врача – самое настоящее преступление!

Увы, следственный комитет считает иначе. Под микроскопом будет рассмотрено каждое твоё назначение. А были ли показания? Если были абсолютные – то повезло, а вот если относительные – для тебя настали весёлые времена, доктор!

Проверят каждую буковку в истории. Умерла от анафилактического шока на пенициллины, но не была сделана запись о своевременно пройденной флюорографии и анализе кала на яйца глистов? Всё, доктор, ты попал. Это ж непорядок! А вдруг, сдай она кал на яйца глистов вовремя, с ней не случился бы шок? Всегда найдётся то, до чего можно докопаться.

Попав в эту мясорубку, врач в лучшем случае получает истрепанные нервы и кучу расходов на адвокатов. Напоминаю, в лучшем. Если родня окажется настойчивой, а следователь будет ей под стать, да подключатся СМИ, а дело на контроль возьмёт сам Бастрыкин – всё, доктор, готовься отправиться на зону под радостное улюлюканье толпы. И неважно, что анафилаксию нельзя со 100 % вероятностью предотвратить. Хотя, почему это нельзя. Очень даже можно. Если ничего не делать, например.

Приведёт это к тому, что в новых условиях сформируется генерация врачей из серии «как бы чего не вышло». Работникам ургентных служб это в меньшей степени грозит, от необходимости экстренной аппендэктомии, например, не отмахнуться. А вот с плановым лечением у доктора есть большой простор для творчества.

Врач из серии «как бы чего не вышло» будет осторожен и нетороплив, как индеец. Он загоняет пациента по всевозможным инстанциям так, как следователю и не снилось. Лишний один эозинофил в ОАК? Всё, батенька, дуйте к аллергологу, я вас не возьмусь лечить. Требуется эндопротезирование суставов? Нет, ходите пока можете так, трость вам в помощники. Пусть плохонький сустав, да свой. Лечение зубов? Либо без обезболивания, либо наркоз – а как вы хотели, у вас же астма? Нужна коронарография? Вы с ума сошли, у вас же поллиноз был в детстве. Плевать, что у больного в перспективе будет инфаркт без стентирования сосудов. Главное, что у меня не умер, что я не последний, чьи назначения оказались в руках пациента, ко мне не придет следователь.

Все мы прекрасно знаем, что затянуть с лечением и отговорить можно кого угодно. Если попадётся особо настойчивый пациент, можно загонять по анализам. Пока первые приготовятся, назначить следующие, а там и первые просрочатся. А там или шах, или… ну, вы меня поняли.

А чтобы не было потом статей «убили-загубили, пришла всего лишь оперировать грыжу или убирать лишний жир с подбородка, а вынесли вперёд ногами». Вот и не будут лишний раз оперировать грыжу, назначать антибиотики, вакцины, менять суставы – зачем? Ведь как бы чего не вышло.

Автор: Врач Юлия Разживина

Как сообщалось ранее, врачебное сообщество Волгограда выступило против приговора пластическому хирургу Марсело Нтире, которого приговорили к трём годам лишения свободы за несчастный случай. Подробнее читайте: «Никто не мог такое предугадать»: Волгоградские медики против приговора Марсело Нтире.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры