• Medrussia:
«Для сегодняшних школьников медицинский университет не является престижным заведением»

Заведующий кафедрой неврологии ДПО ОмГМУ Алексей Рождественский рассказал «Новому Омску» о модернизации медицинского образования о том, что необходимо повышать авторитет врача в обществе.

Специалист считает, что в регионе недостаточно внимания уделено проблемам неврологии. А в целом по России неврология уже не первый год шагает по стране. Это связано в том числе и с тем, что нынешний министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова как раз врач-невролог.

«Фундаментальный уровень нашего университета требует существенной поддержки. Без науки, мощного научного обоснования сформировать мышление врача невозможно. Медико-биологические специальности, как и клинические, не могут развиваться без контактов с институтами, научными центрами, без сотрудничества с НИИ, где занимаются реально большой наукой.

Еще одна важная проблема — снижение клинического авторитета сотрудников вуза. Уезжает молодежь, старшие доктора наук, не находящие себе здесь применения, тоже покидают вуз. И это тенденция последних 5-7 лет, это омская проблема в целом. Позиция руководства мне непонятна, надо решать этот вопрос и на ближайшем уровне, видеть не только «особенности региона».

И еще один момент, который мне кажется актуальным, — это конечный продукт. В результате отбора, в результате всех учебных процессов наш студент, завершивший образование, уступает конкурентам и ровесникам.

Когда мы поступали в медакадемию (я позволю себе немного по-старчески поворчать), то четко понимали, что это престижный вуз. Не было никаких сомнений. Я знал в Омске два таких вуза — ОмГУ и ОмГМА. Политех, сельхоз, СибАДИ, при всем уважении, — это в те годы были вузы второго эшелона. Сейчас мы видим бурный рост и развитие ОмГТУ, ему дают статус опорного университета для региона. Мы видим рост и прогресс ОмГУ, а ОмГМУ как-то отстает…

Если поговорить с сегодняшними выпускниками школ, то для них медуниверситет не является столь же престижным заведением. Да, поступают, потому что мама с папой хотят видеть своего сына или дочь врачом. Но многие даже не представляют, что такое медицинское образование. В итоге мы видим пул студентов, которые не определились для себя, а хотят ли они стать врачами. Они учатся и подходят к шестому курсу с расслабленной мотивацией. Я работал со студентами, восемь лет руководил студенческой наукой, представляю, прекрасно понимаю студенческую психологию», – отметил врач.

Поэтому работу нужно вести ещё со школы. Ведь на первых курсах медуниверситета происходит большой отсев студентов, которые психологически или физически не справляются с нагрузкой.

Но самое главное – большое количество нынешних выпускников не готовы работать врачами.

«Они рассчитывали на то, что получат диплом после шести лет образования и у них наступит в жизни новая эпоха — доходного трудоустройства. Но этого не наступит точно. Нужно понимать, что образование еще продолжится. Молодой врач зачастую не имеет клинического опыта. Да, он прекрасно учился, получил красный диплом, он все знает, но при этом многого боится и опыта у него нет. А опыт — лучший учитель. И какое-то время будет потрачено на его приобретение.

Я работаю с молодыми врачами. Бывает, что их не узнать через пять лет. Некоторые за это время теряются. Они закончили ординатуру, через пять лет должны прийти ко мне за продлением сертификата, но не пришли. Или уехали из региона или перестали работать по специальности», – пояснил заведующий кафедрой.

По его мнению, необходимо начинать повышать качество отбора, чтобы преломить эту тенденцию.

В медуниверситет должны приходить только люди, реально понимающие, что такое медицина.

Если раньше списать в мединституте считалось доблестью. Герой-разбойник умудрился списать, куда-то засунул шпаргалку и обманул систему, то теперь это стало рутинной практикой: вставил микронаушник и вперед. А любому вузу нужно иметь показатели, в том числе по баллу аккредитации… Благодаря системе, которая складывается не только внутри нашего вуза, но и в целом по стране, формализм разрушает образ врача. В результате приходит доктор с грустным взглядом, плохим настроением на работу, а в коридоре в очереди к нему сидят бабушки, тетушки и детишки. Они его только раздражают. В итоге пациенты не получают помощи-поддержки, уходят гневные и расстроенные. Это все оказывает влияние на общество и имидж доктора.

Такой врач не живет медициной, не получает удовлетворения от своего труда, а борется с собой, идет на работу, потому что должен, и вскоре выгорает.

«Нужно понимать, что врач не изначально такой раздражительный. Через него проходит огромный поток людей со своими проблемами, поэтому не стал бы обвинять врачей в том, что такая ситуация имеет место быть. Можно долго растекаться мыслью по древу о том, что такое вежливый врач… Но лишь повторю — медицина — это призвание. От этого никуда не деться. Ни большая зарплата, ни жилье в центре города в пентхаусе не спасет, если не будет призвания. Поэтому задача тех, кто занимается образованием, развить его и подкрепить знаниями. Когда этот пазл сложился, студент станет доктором…

Врач не обязательно должен быть супервежливым, услужливым… Хотя да, мы оказываем услугу, но мы работаем не в салоне связи или ювелирных украшений. Задача врача — чтобы больной уходил от него с улучшением. Даже если ставит ему суровый диагноз, должен помочь советом, как облегчить ситуацию. Недаром древние говорили, что медицина — самое благородное из искусств. А искусство с философской точки зрения — это способ познания мира», – заключил Алексей Рождественский.

Как сообщалось ранее, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Николай Карякин рассказал РБК о солидарной ответственности власти и медвузов за здоровье граждан, рецептах оздоровления поликлиник и «тесте доверия» ко вчерашним студентам. Подробнее читайте: Ректор медуниверситета: Выдавая диплом, мы не должны бояться лечения у наших выпускников.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры