• Medrussia:
“В российском здравоохранении остаются только те, кто не может жить по-другому”

Достаточно часто мы встречаем заголовки в СМИ на темы «Дефицит медицинских кадров» и «Низкие зарплаты врачей». Это одни из актуальных тем в организации российского здравоохранения, о которых говорится последние 20 лет.

Периодически проходят круглые столы в различных ведомствах, и итог у них один: «все участники совещания согласились, что устранить дефицит медицинских работников можно, только создав для них благоприятные условия работы, в первую очередь обеспечив жильем, повысив зарплаты, предоставив соцпакет и снизив чрезмерную нагрузку, для этого необходимы дополнительные финансовые ресурсы». В других заголовках мы слышим следующую новость «Средняя заработная плата врачей с 2012 года выросла почти на 50%». И вроде бы все хорошо: просили повысить – повысили. Однако, если посмотреть инфляцию с 2012 года, суммарно она составила около 48% (2012 – 6,58, 2013 – 6,45, 2014 – 11,36, 2015 – 12,9, 2016 – 5,4, 2017 – 2,5). Возможно, этот расчет не в полной мере корректен, но факт остается фактом – заработная плата медицинских работников за последние 5 лет не повысилась, она осталась на прежнем уровне с учетом инфляции, которая «съела» весь смысл этого повышения.

По официальной статистике средняя заработная плата врачей в России, составляет около 53 тысяч рублей. Интересно, что, по данным опросов самих врачей, эта цифра ниже на 10 тысяч, около 43 тысяч рублей.  Конечно, возможно, что выборка опрошенных, нерепрезентативна, ведь хочется верить, что врачи действительно стали получать достойную зарплату.

Для сравнения, средняя зарплата врачей в Германии составляет 387 тысяч рублей в месяц, в Лондоне 263 тыс. рублей в месяц, в Америке 1,4 млн рублей в месяц. Конечно из этой суммы вычитаются налоги, однако даже с учетом вычета остаются приличные деньги. Если сравнить заработные платы врача с другими профессиями в нашей стране, мы увидим, что они на много выше, при том, что уровень ответственности за принятие решений на много ниже.

Ни для кого не секрет, что большинство людей живут по принципу «мы не ищем сложных путей», и это абсолютно правильный жизненный принцип. Поэтому молодежь, изначально выбирает другие профессии или даже закончив медицинский вуз, посмотрев все изнутри, оценив свои усилия и финансовый результат, не работают по специальности.

В Европейских странах отсев происходит иным путем, по принципу конкуренции, не всех закончивших медицинский ВУЗ допускают до профессии, только лучших, да и поступить в медицинский ВУЗ, а затем в резидентуру, достаточно сложно.

Фактически, в нашем здравоохранении остаются те, кто не может жить по-другому, для кого эта профессия является действительно призванием и смыслом жизни. Однако, в массовом большинстве, такая «любовь» к профессии быстро заканчивается выгоранием, особенно с учетом низкой зарплаты, большой загруженности и отсутствием возможности к совершенствованию своих навыков по различным причинам.

Если вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, то на первом месте физиологические потребности, в данном случае это зарплата, которая позволит покупать еду, накопить на жилье и т.д. Если эта потребность не удовлетворена, т.е. врач получает низкую зарплату, то ни о какой дальнейшей самореализации речь не может идти. У человека будет один инстинкт – заработать денег, а это высокая загруженность и отсутствие времени на самообучение. И тут происходит неизбежное, замыкается порочный круг – врач работает практически на 2 ставки, не имеет времени на обучение, соответственно не повышает свою квалификацию, а врач без современных знаний и умений не сможет увеличить свою стоимость на рынке труда.  Именно так, наше здравоохранение получает пласт недостаточно квалифицированных кадров (система образования – тема для отдельной статьи).

  По данным Счетной палаты, еще к 2015 году в России образовался дефицит в 55,2 тыс. врачей. В 2016 году, по данным Росстата, дефицит терапевтов, работающих в первичном звене здравоохранения, составил 27%, педиатров — 18%, а врачей общей практики — 23%. И этот дефицит кадров закрывают те, кто работает на 1,5-1,75 ставки.

Преодолеть недостаток медицинских работников, возможно, поможет сокращение сроков обучения (отмена интернатуры), обязанность отработать в первичном звене несколько лет. Однако, многие эксперты отмечают, что нужно отказываться от специалистов с уровнем подготовки, недостаточным для допуска к клинической работе. Необходим комплексный подход, который позволит не просто укомплектовать наше здравоохранения кадрами, а укомплектовать квалифицированными кадрами, для чего требуется создание конкуренции в медицинской среде и изменение подходов к медицинскому образованию.

Как правило, люди конкурируют ради чего-то, изначально для удовлетворения физиологической потребности, т.е. для получения достойной заработной платы. Необходимо определить минимальный гарантированный порог, который будет у каждого, кто получит достойное звание врача, и именно он должен быть не менее 200% от средней заработной платы в регионе, т.е. на данный момент, около 50 тысяч рублей должен гарантированно получать каждый врач, работая на одну ставку. Именно тогда в отрасли появятся зачатки конкуренции за право быть «врачом». А следующий шаг, не просто за право быть врачом, а быть высококвалифицированным врачом, поскольку после удовлетворения финансовой потребности, человек перейдет на следующую ступень пирамиды потребностей Маслоу,

 Еще в советские времена была внедрена достаточно хорошая система оценки квалификации – вторая, первая, высшая категории, но на текущем этапе присвоение квалификаций превратилось в формальность. Многие врачи не стремятся к этому, поскольку кроме того, что это копейки в прибавке к зарплате, никакой смысловой нагрузки или дополнительных бонусов присвоение квалификации не несет. В некоторых регионах реализуют свои проекты, например, программа «Московский врач», однако система оценки врача должна быть единой по всей стране.

Основные детерминанты мотивации врача включают финансовое вознаграждение, профессиональное развитие, признание на рабочем месте и социальное уважение.

Однако, только увеличением заработной платы врача дефицит кадров в отрасли не закрыть, поскольку существует проблема неравномерного распределения медицинских кадров по стране. Врачей первичного звена в поликлиниках недостаточно. Доля участковых в общей численности российских врачей — лишь 13%. Для сравнения: в Канаде и Франции их почти половина (по 48%), в странах ОЭСР в среднем — треть.

Кадровые перекосы могут быть связаны с несбалансированностью образовательной и кадровой политики. Не случайно во многих странах государство активно регулирует прием в медицинские институты, состав постдипломного образования (в России это ординатура, во многих западных странах — резидентура) и трудоустройство выпускников. Проблема работы медицинского персонала в отдаленной местности существует во всем мире. Врачи, медсестры и фельдшеры отказываются ехать в сельскую местность, поскольку их не устраивают созданные там условия. Т.е. когда удовлетворена первая ступень пирамиды Маслоу, физиологическая (финансовая) потребность, появляются новые – потребность в безопасности, общении, признании и наконец в самовыражении.

За рубежом для привлечения специалистов в сельскую местность, и удовлетворение не только финансовых потребностей, принимают следующие меры:

—  выделяют субсидии для укрепления врачебной практики (например, для найма помощников),

— ежегодно доплачивают за стаж работы в удаленных районах,

— используют нематериальные способы мотивации — выстраивают коммуникации между отдаленными районами и крупными медицинскими центрами,

— активно развивают телемедицину, для возможности профессионального общения с коллегами.

В России необходимо не просто устранять дефицит медицинских кадров, а убирать разбалансированность системы в распределении этих кадров и укомплектовывать медицинские учреждения высококвалифицированными специалистами, которые способны постоянно обучаться и совершенствовать свои навыки.

Для чего, на первой ступени вхождения в профессию надо предоставить соответствующий уровень финансового обеспечения для удовлетворения основной потребности, а в дальнейшем давать возможность для развития и самореализации (следующие ступени пирамиды Маслоу), что является обязательным условием для повышения качества медицинской помощи.

И надеюсь, что когда-нибудь тема «врачебных зарплат» перестанет быть острой, поскольку врачи априори должны зарабатывать достойно и это не должно обсуждаться в обществе, это просто должно быть. Обсуждать профессиональное сообщество и органы государственной власти должны механизмы, которые позволят медицинским работникам повышать свои компетенции, развивать профессиональные навыки, совершенствовать методы оказания медицинской помощи.

Автор: кандидат медицинских наук Светлана Москвина

Как сообщалось ранее, общероссийский народный фронт провёл экспертное совещание по вопросам доработки нацпроекта «Здравоохранение». Подробнее читайте: Устранить дефицит медиков можно, обеспечив их жильём и достойной зарплатой.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры