Прошло уже 40 лет с момента, когда родился первый ребёнок, зачатый через ЭКО. За эти годы, благодаря процедуре, появились на свет около восьми миллионов детей по всему миру.
Член -корреспондент РАН, репродуктолог Ксения Краснопольская утверждает, что ЭКО – это, прежде всего, метод лечения бесплодия, который, при этом, применяется уже в последнюю очередь, передаёт scientificrussia.ru.
«Это ситуации, когда, допустим, нет маточных труб или развилось тяжелое мужское бесплодие. Это всегда самый последний метод лечения бесплодия. И это, пожалуй, основной вывод, который мы можем сделать сегодня. Второй важный вывод – сегодня он стал рутинной практикой. Это уже не какой-то эксклюзив. Это доступный, обычный метод лечения бесплодия», – пояснила эксперт.
Если женщина не может забеременеть естественным образом в течение года и этой женщине меньше 35 лет, то по всем канонам это уже бесплодие. Так звучат сегодня рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Половая жизнь без контрацепции, овуляторный цикл в норме, но беременность не наступает – значит, доктор обязан поставить диагноз «бесплодие». Дальше нужно обследовать эту женщину, найти причину, по которой не наступает беременность. Соответственно, рекомендовать тот или иной метод терапии. Конечно, это не будет сразу ЭКО. Если нет абсолютных показаний к нему, проверяется женщина, муж или половой партнер, и дальше выбирается оптимальный метод лечения – консервативный или оперативный.
ЭКО – это тоже метод лечения, который применяется только в тех случаях, когда всё прочее оказалось неэффективным. Консервативные методы лечения – это может быть стимуляция овуляции, нормализация гормонального статуса и так далее. Оперативные методы лечения рекомендуются, когда имеет место, например, спаечный процесс или эндометриоз. Всё это может приводить к бесплодию. А эти методы называются восстановлением естественной фертильности. Они направлены на то, чтобы женщина беременела естественным путем. Если эти методы не подходят, применяется экстракорпоральное оплодотворение.
При этом ЭКО не является панацеей. В среднем, лишь в 35% при экстракорпоральном оплодотворении у женщины наступает беременность.
«ЭКО сейчас находится в стадии стагнации, то есть мы достигли той частоты наступления беременности, дальше которой, наверное, мы не можем двинуться. Вероятно, со временем это окажется возможным, но это потребует больших научных исследований. Весь мир над этим работает. Но это дело будущего. При этом существуют трудности, связанные с тем, что к репродуктологам нам всё чаще обращаются женщины после 35 лет, когда функция деторождения заметно снижается. Эта функция уникальная, и она ограничена возрастом, который в вероятности наступления беременности является краеугольным камнем. Это закон природы, который некоторые ученые называют еще природным альтруизмом. Ведь детей надо не только выносить и родить – их надо растить и воспитывать. Поэтому возраст деторождения ограничен, и вероятность наступления беременности в старшем репродуктивном возрасте катастрофически снижается», – отмечает специалист.
По её словам, все специалисты этой области работают над тем, чтобы узнать, почему в какой-то момент яичник женщины перестаёт функционировать и как получить генетический материал в старшем репродуктивном возрасте.
«Экстракорпоральное оплодотворение сейчас – это целая группа методов, которые называют ещё «Вспомогательные репродуктивные технологии». К ним относится всё – и ЭКО, и ИКСИ, и ПИКСИ, и преимплантационное генетическое тестирование. Самый старый метод – это экстракорпоральное оплодотворение. Потом стало «мешать» тяжелое мужское бесплодие. Была разработана методика интрацитоплазматической инъекции сперматозоида в яйцеклетку, чтобы преодолеть этот фактор. Дальше стала развиваться программа криоконсервации. Раньше было непонятно, куда девать эмбрионы, которые по каким-то причинам нельзя перенести в матку. Криоконсервация эмбрионов, безусловно, тоже стала абсолютно рутинной процедурой. Это очень хороший метод, когда оставшиеся качественные, хорошие эмбрионы замораживаются. И если беременность не наступает, у женщины есть возможность использовать их в последующей попытке без применения стимулирующей гормональной нагрузки. Это повышает так называемую кумулятивную частоту наступления беременности, что тоже очень хорошо.
У меня сегодня была с утра женщина, у которой наступила беременность после ЭКО, и остались эмбрионы. И вот через два года она приходит, просит, чтоб мы ей перенесли эти эмбрионы для того, чтобы наступила повторная беременность. Она хочет родить второго ребенка», – рассказала Ксения Краснопольская.
Кроме того, специалист работает и с ВИЧ-положительными пациентами. Даже по ОМС ВИЧ не является противопоказанием для ЭКО, и в паре может родиться здоровый ребёнок.
«Мы одними из первых стали этим заниматься. Через нас прошло 317 ВИЧ-инфицированных, почти 200 программ ЭКО мы сделали, и в результате уже 80 здоровых детей появилось на свет», – добавила она.
При этом, количество различных патологий растёт. Эксперт связывает это с тем, что патологии увеличиваются с возрастом. А, так как люди за ЭКО обращаются всё в более старшем возрасте по поводу лечения бесплодия, то и патологий соответственно становится больше.
«Если мы будем исследовать генетический материал мужчины, то и здесь есть нормы для исследования спермограммы. Нормы Всемирной организации здравоохранения год от года снижаются. Уменьшается концентрация сперматозоидов, их подвижность. С чем это связано? Наверное, можно связать это с экологией, с неправильным образом жизни», – рассказала она.
Сейчас она работает над исследованием причин прерываний беременности, почему женщина не доносила ребёнка, почему беременность перестала развиваться.
«Если, например, это срок до 12 недель, то двойня там или одноплодная беременность, не сильно влияет на процесс вынашивания. Больше влияет генетическая или хромосомная патология. А вот после 28-30 недель мы увидели совершенно неожиданные вещи. На самом деле чаще теряются одноплодные беременности, а многоплодные беременности практически все донашиваются, и все дети рождаются. Это, с одной стороны, удивительно, а с другой объяснимо. Это хорошая акушерская помощь, этих пациентов надо с рук на руки передавать. И, конечно, если беременную ведет квалифицированный акушер, то эти беременности вынашиваются, и дети все абсолютно нормальные. Что еще очень важно, наша страна вошла в конвенцию по выхаживанию 500-граммовых детей. И здесь мне хотелось бы сказать, что иной раз мы теряем не 500-граммовых, а нормальных, доношенных детей по 2-3 килограмма. И вот это страшно.
Я не хочу сейчас анализировать причины, но хочу еще раз подчеркнуть: очень важно хорошее акушерское сопровождение. Надо относиться к каждой беременности трепетно, и чем она сложнее, тем трепетнее надо относиться. Мы сегодня видим: именно сложные беременности хорошо заканчиваются, потому что над этими женщинами все трясутся, их опекают, не оставляют без внимания, да и сами они чувствуют ответственность. Но если случилась обычная, несложная беременность, надо воспринимать это как подарок судьбы, Бога, как вам угодно, а не относиться к этому халатно и безалаберно», – подчеркнула Ксения Краснопольская.
Как сообщалось ранее, в Свердловской области для многих жительниц ЭКО – единственный шанс обрасти полноценную семью. Хотя это дорогостоящая процедура, но любая женщина может сделать её в рамках ОМС. Однако в регионе им приходится ждать своей очереди до пяти лет. Подробнее читайте: «Неудобные» пациенты и пятилетние очереди: как свердловчанки пытаются сделать ЭКО по ОМС.