• Medrussia:
«Лишим стимулирующих»: Московским «скорым» поручили доставлять в больницы меньше пациентов, – СМИ

Сотрудникам скорой помощи Москвы дали неофициальное указание уменьшить количество эвакуаций пациентов в больницы. По данным “Радио Свобода”, такое распоряжение получили медработники нескольких подстанций ещё в декабре 2018 года. В Депздраве Москвы эту информацию отрицают, а распространённые фото назвали фальсификацией.

Как рассказал «Радио Свобода» заведующий одной из подстанций, это случилось сразу после приема главного врача Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы им. А. С. Пучкова Николая Плавунова у заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой. На сегодняшний день, по словам врачей, установка о сокращении количества госпитализаций дана всем подстанциям скорой помощи Москвы.

«Распоряжение было озвучено на совещаниях заведующих и региональных заместителей главного врача. Ежедневно замам приходит рассылка статистики, и они должны отчитываться за увеличение процента по каждому случаю на каждой подстанции. Никакие оправдания и обоснования не принимаются. Доходило до угроз и оскорблений. Формулировка простая: “Сокращайте, как хотите”. Подстанции решают проблему, как могут: кто-то хитрит со статистикой, кто-то вынуждает [пациентов] отказаться [от госпитализации], оставляют больного дома, если он в пограничном состоянии», – рассказал заведующий одной из подстанций скорой помощи Москвы.

Такие указания даются в основном в устной форме, но на некоторых подстанциях они напечатаны на бумаге в виде списка мер по снижению медицинской эвакуации. Такие рекомендации не заверены подписями или печатями.

Сотрудникам скорой помощи Москвы дали неофициальное указание уменьшить количество эвакуаций пациентов в больницы. По данным “Радио Свобода”, такое распоряжение получили медработники нескольких подстанций ещё в декабре 2018 года. В Депздраве Москвы эту информацию отрицают, а распространённые фото назвали фальсификацией. Как рассказал «Радио Свобода» заведующий одной из подстанций, это случилось сразу после приема главного врача Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы им. А. С. Пучкова Николая Плавунова у заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой. На сегодняшний день, по словам врачей, установка о сокращении количества госпитализаций дана всем подстанциям скорой помощи Москвы.

Председатель профсоюза “Фельдшер.ру”, действующий фельдшер скорой помощи Дмитрий Беляков подтвердил, что московские подстанции получили распоряжения о сокращении госпитализаций, а предлагать госпитализацию сотрудники скорой теперь должны так, чтобы пациенты от нее отказывались.

«Такого раньше не было. Алгоритмы (Приказ № 718 от 06.10.2017 г. “Об утверждении Алгоритмов оказания неотложной медицинской помощи больным бригадами отделений неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению”) подписывал сам главный врач, который теперь требует от них отступать. И раньше, когда у человека было серьезное заболевание, приехавший врач настаивал на госпитализации, мог подключить всех, чтобы уговорить человека поехать в больницу, потому что речь идет о жизни. Раньше, если человек отказывался от госпитализации, а потом умирал или становился инвалидом, врачу делали выговор с формулировкой: “Вы плохо объяснили больному его положение. Больной после вашего объяснения не смог оценить свое состояние”.

А теперь от врачей требуют, чтобы больному была предложена госпитализация так, чтобы он от нее отказался. Но, в любом случае, если будет какой-то инцидент, то крайним сделают врача скорой помощи или фельдшера, поскольку соответствующих распоряжений за подписью никто не давал, такого приказа вообще не может быть в природе. И я уже предупреждал своих коллег: “Ребята, не идите на поводу. Вы все равно будете крайними”», – рассказал Дмитрий Беляков.

«С 14 января нас начали просить снизить количество именно необоснованных госпитализаций, – рассказал РС сотрудник московской Подстанции № 44. – Действительно, часто фельдшер или врач вывозят на госпитализацию человека, когда они не уверены в диагнозе или еще что-то. На всякий случай вывозят. А потом получается, что больница этот диагноз не подтверждает и пациента отпускают. Сейчас стали за этим более внимательно следить. Я сам с этим пока не столкнулся, и вся эта система с сокращением госпитализаций только начала работать. Хочется верить, что давление на врачей не отразится на помощи пациентам, потому что все-таки у каждой работающей бригады есть голова на плечах, и им намного важнее своя безопасность. Поэтому пациента они вывезут, и лучше они получат от начальства, чем потом получат от прокурора. Может, на кого-то это [распоряжение] реально повлияет, и они будут стараться меньше вывозить, но большинство, я думаю, будут пропускать мимо ушей все это. Хотя, конечно, это неприятно, некрасивая и неправильная тенденция».

В Москве работает 58 подстанций скорой помощи и все они выполняют новое требование по-разному: кто-то дописывает симптомы, чтобы их хватало для медицинской эвакуации, кто-то оставляет пациентов в пограничном состоянии дома с советом обратиться к врачу самостоятельно или позже ещё раз вызвать «скорую».

«Сейчас, я так понял, хотят, чтобы мы привозили те же больные животы, только когда есть стопроцентные показания к тому, что госпитализация нужна, – рассказывает один из врачей московской скорой помощи (его имя, а также номер подстанции собеседник РС просил не указывать, опасаясь увольнения). – Но бывает же, что все развивается в течение двух-четырех часов. И сначала болит в одной области, потом в другой. И что я должен делать? Оставим человека, а ему потом станет плохо, он до телефона не дойдет или еще что-нибудь случится. Иногда что-то серьезное и скрывается под маской мнимого. Человек, получается, должен ждать, когда заболевание уже конкретно разовьется и будет проявляться, как по книжке».

Таким образом, получается, что «скорая» работает по принципу «вызывайте, когда будет уже совсем плохо».

«Это выбор между двумя наказаниями – либо уволят, либо лишат стимулирующих. Если ты превысишь установленный процент госпитализаций, тебя могут даже лишить стимулирующих выплат. Более того, врача могут вызвать в Центр, где его будут инспектировать, проверять знание Алгоритмов. То есть берут карты и спрашивают: “Почему госпитализировали? Какие симптомы видели?” И, как я понимаю, если врач начнет говорить что-то не так, у него даже могут отобрать категорию», – рассказал сотрудник скорой помощи.

Формально никто не может помешать врачу скорой помощи госпитализировать пациента, если сам пациент согласен ехать в больницу. Однако на некоторых подстанциях в случае, когда пациент находится в пограничном состоянии или бригада не уверена в необходимости госпитализации, врача скорой обязывают звонить лично заведующему подстанции или старшему врачу, и те уже принимают решение о медицинской эвакуации.  Но в таком случае существует риск: если заведующий скажет не госпитализировать, а пациенту станет хуже, то отвечать за это будет врач «скорой», так как слова заведующего по телефону не имеют юридической силы и носят рекомендательный характер.

«Мы с трудом сдали сегодня больную в пограничном состоянии. Врач говорил, что надо в реанимацию, а на пульте диспетчер говорил: “Нет, в общий приемник. Потому что диагнозы не подходят под реанимацию”. Дело в том, что врачу на месте виднее, и ответственность лежит именно на нем, – рассказал работник московской Подстанции №24. – В спорных случаях врачи теперь должны звонить заведующим, вот только на суде потом виноватым будет врач, а руководство отмажется».

Врачи утверждают, что закрепление такого рода распоряжения о сокращении госпитализаций приведет к ухудшению качества медицинской помощи и, возможно, к новым уголовным делам в отношении медицинских работников.

Работники скорой помощи уверены, что одна из причин появления такого распоряжения – дефицит койко-мест и сотрудников в больницах и стационарах. С началом так называемой оптимизации здравоохранения были закрыты тысячи больниц: по данным Росстата, в 2002–2018 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,3 тыс. до 5,4 тыс. В среднем закрывается 353 больницы в год.

Согласно официальным документам правительства России, целью оптимизации было повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Однако сами врачи так не считают. Так, президент “Лиги защиты врачей” Семен Гальперин сравнивает “оптимизацию” здравоохранения с приватизацией предприятий в 90-х годах, которая должна была улучшить и оптимизировать промышленность, но в итоге разрушила ее.

По данным источника, знакомого с ситуацией, процент госпитализаций в Москве, вырос за последний год с 37% до 50%. В то время как оптимизация московского здравоохранения проводилась с расчетом на то, что часть нагрузки будет перенесена на амбулаторное звено. Врачи считают, что амбулаторное звено не справляется.

Об этом говорит и оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения “Действие” Андрей Коновал: «Перенести большую часть нагрузки на амбулаторное звено – это общая установка Минздрава. И это дешевле, чем держать человека в стационаре. Именно поэтому и могут появляться установки на снижение количества госпитализаций. Кроме того, есть еще тактика, которая часто применяется избирательно в отношении конкретных медучреждений, которые чиновники по каким-то причинам решили оптимизировать, сократить, реорганизовать.

И в этом случае чиновникам нужно доказательство ненужности этих учреждений. Соответственно, дается установка игнорировать те или иные стационарные учреждения. В то же время амбулаторное звено с нагрузкой не справляется. Там есть кадровый дефицит – даже в Москве, не говоря о уже о ситуации по стране в целом. Мне известно, что в одной из московских поликлиник у одного врача общей практики 6000 человек на участке, в то время как, по стандартам, должно быть 800 человек».

Сотрудникам скорой помощи Москвы дали неофициальное указание уменьшить количество эвакуаций пациентов в больницы. По данным “Радио Свобода”, такое распоряжение получили медработники нескольких подстанций ещё в декабре 2018 года. В Депздраве Москвы эту информацию отрицают, а распространённые фото назвали фальсификацией. Как рассказал «Радио Свобода» заведующий одной из подстанций, это случилось сразу после приема главного врача Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы им. А. С. Пучкова Николая Плавунова у заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой. На сегодняшний день, по словам врачей, установка о сокращении количества госпитализаций дана всем подстанциям скорой помощи Москвы.

«Генеральный директор ФГБУ “Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи” Министерства здравоохранения Российской Федерации Виталий Омельяновский заявил, что ему неизвестно о подобных нововведениях, и подчеркнул, что в Москве не может быть дефицита средств на лечение граждан.

«Если это происходит в Москве, то либо это какие-то нормативные документы, либо это вообще не документы, которые разрабатываются, внедряются на уровне субъекта федерации. Что Москва хочет сделать с госпитализацией, может знать только Москва. Насколько я знаю, Министерство здравоохранения такого не запускало, и в принципе этого не может быть. Не должно быть давления на понятийном уровне, сколько должно быть госпитализаций. Если вы хотите уменьшить количество госпитализаций, значит, надо прописать критерий, которым будут работники скорой помощи руководствоваться для того, чтобы госпитализировать либо не госпитализировать больного. Я не думаю, что для Москвы это правильно, потому что Москва достаточно богатый субъект, у него много медицинских учреждений, которые работают в системе ОМС, у них нет проблем с объемами медицинской помощи. Может быть, это что-то просто на уровне подстанций».

Департамент здравоохранения Москвы выступил с официальным опровержением подобного распоряжения. 29 января комментарий ведомства опубликован на сайте Депздрава.

«Решение о необходимости медицинской эвакуации (госпитализации) с места нахождения пациента принимает медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи (СМП), прибывший на вызов. Основным критерием для госпитализации является состояние пациента в момент его осмотра. При определении медицинским персоналом бригад СМП наличия экстренных показаний для медицинской эвакуации каких-либо ограничений не существует. Все нуждающиеся пациенты, при их согласии, доставляются в лечебные учреждения, отказы нуждающимся в экстренной госпитализации не допускаются», – сказано в сообщении Департамента.

При этом, в ведомстве также отметили, что фото с «мерами по снижению эвакуации» также являются фальсификацией.

В случаях отказов пациентов от медицинской эвакуации обеспечивается их динамическое наблюдение (активы) бригадами СМП, бригадами отделений неотложной медицинской помощи или врачами поликлиник. Пациенты с амбулаторной травмой обоснованно доставляются в травматологические пункты, где им оказывается вся необходимая медицинская помощь врачами специалистами.

«Необходимо обратить внимание, что не все пациенты, обратившиеся в службу скорой помощи, нуждаются в медицинской эвакуации. В ряде ситуаций возможно оказать необходимую медицинскую помощь на месте вызова, в том числе применив имеющиеся на оснащении бригад СМП высокоэффективные лекарственные препараты», – отметили в Депздраве.

Ежедневно 25-30% (около 3 000) вызовов бригад СМП заканчиваются медицинской эвакуаций.

«Так, к примеру, за истекшую неделю бригадами СМП направлено более 20 500 пациентов в стационары города. Дополнительно к эвакуированным скорой более 18 000 пациентов направлено поликлиническими учреждениями в плановом порядке и более 8 000 самостоятельно обратились в стационары города», – заключили в ведомстве.

Как сообщалось ранее, прокуратура Санкт-Петербурга выявила многочисленные нарушения в городской медицине. Подробнее читайте: Петербургская прокуратура: медики не имеют права отказывать в госпитализации даже если они перегружены.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры