В ноябре 2018 года в Москве вступил в силу приказ Депздрава о порядке госпитализации пациентов из других регионов в стационары города.
По данным Коммерсанта, на практике это означает, что теперь для того, чтобы планово перевестись в московскую больницу для получения более квалифицированной медицинской помощи, пациенту из другого населенного пункта приходится получать согласование от департамента здравоохранения Москвы, что очень усложняет процесс. Раньше таких детей московские клиники госпитализировали на свое усмотрение, а сейчас на перевод из региональной больницы, например, ребенка в тяжелом состоянии, когда время имеет очень большое значение, приходится ждать решения чиновников департамента.
Речь идет только об оказании плановой медицинской помощи. Потому что неотложным больным помощь на территории страны по-прежнему оказывается в рамках неотложной и экстренной медпомощи, даже если полиса ОМС у них нет вообще.
Когда-то в столице уже было нечто подобное: лет десять назад в городе действовала система розовых талонов, которая существенно ограничивала доступ жителям других городов к столичной медицине. Чтобы иметь возможность попасть в стационар, подведомственный московскому департаменту здравоохранения, нужно было получить такой талон.
Но когда полис ОМС стал единым для всей страны, московская городская медицина перестала справляться с наплывом пациентов из других регионов. Видимо, власти решили урегулировать эту ситуацию. Член общественного совета при Минздраве РФ Алексей Старченко считает, что причина появления подобных приказов (а ограничительные документы приняли и другие регионы) в том, что у регионов часто возникают проблемы с получением оплаты медицинских услуг, оказанных по полису ОМС не по месту жительства: «Если пациент получает помощь в регионе, где он не проживает, в его территориальный фонд ОМС потом приходит счет. И тут начинается: фонд просит провести экспертизу, насколько обоснованно были оказаны медуслуги, и в ряде случаев отказывает в оплате. Разумеется, региону, оказавшему помощь, это не нравится: затраты нужно откуда-то компенсировать. Видимо, эта отсрочка платежей заставила столицу, где исторически более высокий уровень оказания медицинской помощи, ввести аналог розового талона. Москве требуются предварительные гарантии того, что помощь будет оплачена».
По мнению эксперта Всероссийского союза страховщиков Алексея Данилова в новом порядке есть и положительные стороны: «Доктору из региона было бы сложно сориентироваться в сотнях московских клиник. Подобный порядок не только позволяет наилучшим образом подобрать лечебное учреждение, но и помогает выявлять, в каких регионах имеется дефицит ресурсов или кадров по определенному профилю».
Председатель Общероссийской лиги пациентов Александр Саверский согласен, что эта ситуация — яркая иллюстрация того, что качество оказания медпомощи и уровень специалистов в разных регионах серьезно различаются: «70% пациентов хотят лечиться в Москве… Это результат несбалансированной политики в области здравоохранения. В Москве сконцентрирован огромный объем медицинских мощностей, которых в регионах не хватает».
Александр Саверский считает, что столице стоит приготовиться к наплыву жалоб от пациентов: «В последние пару лет случаев отказа в медпомощи иногородним пациентам в Москве практически не было. А до этого жалобы такого рода входили в пятерку лидеров из числа обращений к нам пациентов. Видимо, те времена возвращаются».
Алексей Данилов напоминает, что обращение в страховую медицинскую организацию — очень эффективный путь для пациентов, которым пытаются отказать в том или ином виде помощи: «Пациент или его законный представитель может обратиться в свою страховую медицинскую организацию. Страховой представитель изучит медицинскую документацию и рассмотрит возможность маршрутизации (перевода в другую организацию) пациента, а при необходимости поможет ему во взаимодействии с медицинскими организациями».
Как сообщалось ранее, прокуратура Санкт-Петербурга выявила многочисленные нарушения в городской медицине. Подробнее читайте: Петербургская прокуратура: медики не имеют права отказывать в госпитализации даже если они перегружены.