• Medrussia:
Нежданные медпреды

Несмотря на законодательные запреты, медицинские представители фармкомпаний не оставляют врачей в покое. Согласно опросу сообщества «Врачи РФ», 96% специалистов регулярно контактируют с ними, причем 88% встреч происходит в ЛПУ. Главные врачи препятствуют образованию таких тандемов, но не спешат налагать на «провинившихся» взыскания из-за нехватки кадров.

Непрерванный контакт 

В опросе приняли участие 1250 врачей из разных регионов страны,  58% из них рассказали, что встречаются с медпредставителями раз в месяц, 32% – еженедельно, а 10% – каждый день. Только 12% опрошенных в целях конспирации общаются с представителями фармкомпаний на нейтральной территории (в кафе, больничном парке), остальные принимают гостей в рабочем кабинете.

Представители фармкомпаний признаются, что посещают врачей первичного звена ежедневно. У медицинских представителей есть право помогать врачам осуществлять фармаконадзор, напоминает региональный менеджер по Западной Сибири ООО «Пик-фарма» Александр Гаврилин. «Он позволяет разграничить реальные нежелательные реакции и те, которые связаны с маркетинговой деятельностью некоторых компаний, – говорит он. – Хотя деятельность врачей пытаются свести к стандартам, жизнь нельзя описать шаблонами, и для обсуждения схем лечения, индивидуальных реакций на препарат необходим обмен опытом между коллегами. Результаты новейших исследований невозможно донести по-другому – только в рамках личных встреч. К сожалению, на конференции часто приглашаются ангажированные лекторы, в ущерб общему образованию».

А федеральный менеджер ООО «Изварино Фарма» Аркадий Краснер считает, что медпреды порой выполняют важные функции органов здравоохранения. «Несколько лет назад один из сильнодействующих препаратов для снижения веса – сибутрамин – был поставлен на предметно-количественный учет. Этот препарат применяется в большинстве методик лечения ожирения. Но до этого момента у эндокринологов не было ни одного препарата, который бы выписывался на специальных рецептурных бланках и подлежал предметно-количественному учету. Врачи не умели выписывать эти рецепты и никто не научил их, как работать с бланками. Это сделали наши медицинские представители. Похожая история случилась с прегабалином компании Pfizer», – вспоминает он.

Александр Гаврилин добавляет, что медицинские представители должны быть вхожи и в стационары. «Чтобы препарат попал в госпитальный сектор, необходимо подготовить дизайн и провести исследования на базе клинических отделений региона. Эту работу должен кто-то помогать выполнять, контролировать и общаться с врачами», – указывает он.

Вплоть до увольнения

И все-таки законодательный запрет снизил эффективность личного общения представителей фармы с врачами. «Несмотря на то, что визиты медицинских представителей остаются важнейшим инструментом коммуникации с врачами, мы отмечаем некоторое снижение эффективности традиционных каналов коммуникации, обусловленное не в последнюю очередь ограничением возможности личного общения. Вследствие этого компании ищут новые инструменты и активно переключаются на другие каналы коммуникации», – рассказал директор отдела коммерческой эффективности и операционного развития компании Pfizer Дмитрий Щуров.

Компания активно использует цифровые каналы (в частности, портал для врачей), при этом любые контакты по ним осуществляются только с письменного согласия самих специалистов.

Ограничения на работу медицинских представителей с руководителями медучреждений и рядовыми медицинскими работниками были введены с 1 января 2012 года. Они перечислены в статье 74 закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: врачи не имеют права принимать от фармкомпаний и их представителей деньги, подарки, заключать соглашения, договоры о рекомендации или назначении пациентам лекарств или медизделий, получать образцы лекарств и медизделий для передачи пациентам, выписывать лекарства на бланках, которые содержат рекламную информацию, а также на официальных рецептурных бланках, в которых было заранее проставлено наименование лекарства. Запрет не распространяется на встречи для обсуждения работ, связанных с проведением клинических испытаний.

Главные врачи выступают против общения представителей фармы с сотрудниками больниц, усматривая в нем только активную пропаганду препаратов. Медпредставители применяют разные формы стимуляции, в том числе незаконные, констатирует главный врач Городской поликлиники №20 Новосибирска Игорь Воробьев. «Но когда на 10 участках работают три человека, включая заведующего, то врачам некогда разговаривать с гостями из фармкомпаний. А сейчас во всем амбулаторно-поликлиническом звене так: плановая очередь к терапевтам расписана на 3-4 дня вперед», – говорит он. В таких условиях единственная мера внушения – приказ по учреждению, запрещающий встречаться с медпредставителями в рабочее время.

Стремясь поговорить с врачом наедине, сотрудники фармкомпаний иногда записываются к нему на прием в качестве пациента, сообщил председатель Новосибирской областной ассоциации врачей, главный врач поликлиники №1 Новосибирска Сергей Дорофеев. Однажды ему пришлось уволить заведующую отделением  после жалоб пациентов на назначение конкретного препарата. «Я сделал это публично в назидание всему коллективу. В рабочее время врач должен заниматься своими прямыми обязанностями. Для получения полезной информации от фармкомпаний существуют конференции: это площадка для демонстрации сравнительной информации по действию лекарственных препаратов», – считает Сергей Дорофеев.

Невидимый конфликт интересов

Жалобы пациентов остаются единственным сигналом для главного врача о том, что запретные встречи на территории его учреждения все-таки происходят. «У нас жалоб нет, и оснований для беспокойства тоже. Тем более что контроль качества в организации подразумевает анализ рецептов, в том числе и по торговым наименованиям лекарств», – говорит главный врач поликлиники №1 г. Томска Анатолий Музеник.

А в поликлинике №6   г. Владивостока обращают внимание и на информационное наполнение кабинетов врачей. «Мы следим, чтобы врачи не пользовались бланками, календарями, ручками и другой брэндированной продукцией компаний-производителей. Специалисты должны руководствоваться не информацией, которую предоставляет производитель – он, как любой агент, в первую очередь нацелен на продажу, а общепринятыми, достоверными данными. Поэтому мы стараемся врачей обеспечивать клиническими рекомендациями, современными протоколами ведения пациентов», – рассказала главный внештатный специалист по развитию амбулаторно-поликлинической службы Департамента здравоохранения Приморского края, главный врач поликлиники №6 Анастасия Худченко. 

Правовая норма, прописанная в статье 74 закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», оказалась мертвой, признает управляющий ООО «Центр медицинского права» Алексей Панов. «Если эти встречи сулят врачу выгоду, он обязан проинформировать главного врача о возникновении конфликта интересов. Но на практике этого не произойдет, так же как и медсестра не станет писать докладную записку руководителю медорганизации. Поэтому особой правоохранной роли эта статья не играет. Статистика еще раз подтвердила, что правовое регулирование не достигло той цели, на которую было рассчитано: большая фарма оказалась сильнее, и в ближайшее время вряд ли что-то поменяется», – уверен юрист.

Источник: medvestnik.ru

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры