• Medrussia:
«Проблема в том, что мы не знаем, каков истинный дефицит врачей – не количественный, а качественный»

Обеспеченность врачами в Челябинской области составляет 33,7 на 10 тыс. населения. Об этом сообщил глава областного Минздрава Юрий Семенов. Как отметили участники рабочей группы на первом заседании по проблемам лекарственной обеспеченности и дефицита кадров, из медицины уходят высококлассные специалисты из-за конфликтов с руководством учреждений здравоохранения, а также оптимизации.

«Цифра 33,7 была озвучена впервые, – рассказал «Znak.com» инициатор создания рабочей группы, депутат ЗСО от «Партии пенсионеров» Степан Фирстов. – Многие в зале были очень удивлены и обеспокоены. При этом министр здравоохранения сказал, что в последний год ситуация с обеспеченностью врачебными кадрами не изменилась. Но мы видим совершенно другую картину. К нам обращаются люди из врачебного сообщества, которых жизнь заставила покинуть профессию в этот период. Да и как можно говорить о том, что ситуация не изменилась, когда мы постоянно слышим о гибели врачей от COVID-19? Нам поясняют: одни умерли, других приняли на их места. Но это так не работает. Я сегодня на заседании рабочей группы сказал, что нельзя врачей считать по головам и не думать, что врач врачу не равен. Невозможно закрыть назревший дефицит вчерашними студентами. Это сказывается на качестве медицинской помощи».

При этом, по словам Степана Фирстова, помимо естественных причин ухода врачей из профессии, существуют и искусственно созданные ситуации. Связаны они с тем, что главврачи не слышат подчиненных и распоряжаются кадрами по своему усмотрению. К таким примерам можно отнести ситуацию с детской урологией в ОКБ № 3, получившей большую огласку.

«Данное отделение работает с 1982 года, считается одним из лучших. Теперь же 30 человек, которые годами оттачивали свое мастерство, в период пандемии должны уйти в никуда. Они не знают, что им делать, их не слышат. Скорее всего, многие из них уйдут из профессии, – говорит Фирстов. – При этом уменьшилась ли заболеваемость детскими урологическими заболеваниями в области? Нет, не уменьшилась. Но мы опять потеряли врачей. Им предложили поработать в других больницах, но там для этого не созданы условия. Нельзя принимать такие решения, не обговорив ситуацию с профессиональным сообществом».

Другой депутат, врач Владимир Владимирский, отмечает, что в подобных ситуациях всегда должен быть диалог с людьми.

«Сегодня администрации лечебных учреждений имеют большие права, а врачи, напротив, не имеют права голоса, – говорит Владимир Владимирский. – Даже расстаться с человеком можно по-разному: можно выгнать, а можно поговорить, что-то предложить, поискать решение. Объясняйте людям, говорите, что это временно, а не просто: вот вам палаты, вот койки, работайте. Мы вчера послушали заведующего детской урологией. Человек просто убит, раздавлен. А ведь ему 60 лет, он обладает обширными знаниями, может еще долго работать, оперировать. Он с 1982 года вел за собой коллектив, лечил детей. Очень больно смотреть, как разрушается то, что создавалось годами».

Другой пример, который привел Степан Фирстов, – увольнение из ОКБ № 3 руководителя отделения травматологии и ортопедии Андрея Леготина и вертебролога Николая Оришича.

«Андрей Леготин – большой профессионал, владеющий уникальными методиками, которого профессиональная ассоциация травматологов-ортопедов недавно выбрала председателем правления, – оказался неугоден новому руководству больницы. Также из больницы был вынужден уйти один из лучших вертебрологов (занимается проблемами позвоночника) Николай Оришич. Он уехал работать в другой регион – в Первоуральск», – констатировал Степан Фирстов.

Сам Андрей Леготин рассказал, что проблемы у него начались с приходом в ОКБ № 3 нового руководителя – Михаила Вербитского. Сначала его просто попросили написать заявление по собственному желанию. Когда это не сработало, начался «скрытый саботаж»: за семь последних месяцев его работы в отделение не закупались расходные материалы, а оно требует их в большом количестве. Это привело к тому, что части больных пришлось отказывать в операциях, а экстренным больным чуть ли не проволокой закреплять все. При этом сразу после его увольнения расходные материалы закупили.

«Формально меня подвели под статью, – говорит Андрей Леготин. – Когда рядом с нашим отделением открыли ковидную реанимацию, в течение 10 дней у нас половина персонала ушла на больничный. Я тоже заболел. А когда выписался из больницы, но еще был на больничном, случился форс-мажор. Врачи попросили меня приехать, потому что отказать больному было нельзя, а делать операцию оказалось некому. Я вынужден был, находясь на больничном (но уже не болел и собирался его закрывать), прийти оперировать. Иначе человек мог потерять ногу. За это я получил дисциплинарное взыскание и угрозу увольнения по статье 81 ТК, если не уйду добровольно. В итоге в августе я написал заявление по собственному желанию, и в течение суток меня буквально выгнали из больницы, не дав даже вещи забрать. Руководитель больницы разговаривать со мной не стал. Теперь я работаю в частной клинике, они довольны, что получили такого специалиста.

После меня из больницы ушел единственный специалист по спинальной хирургии. А у нас были планы по открытию коек спинальной травмы. На них очень большой спрос. Теперь пациентам придется ездить в Екатеринбург за такой помощью, иначе есть риск остаться инвалидами».

Степан Фирстов утверждает, что в последнее время в кабинетах главврачей популярна фраза «свято место пусто не бывает». Мол, не нравится что-то — пишите заявление, других специалистов найдем. Но иногда потерю одного врача невозможно компенсировать десятью новыми.

«Проблема в том, что мы не знаем, каков истинный дефицит врачей – не количественный, а качественный, – говорит Фирстов. – Не смотрим на то, кто остался в отрасли, хватит ли этим врачам компетенции, чтобы качественно оказывать помощь. Минздрав нам объяснил, почему не работает программа „Земский доктор“, но что с этим делать, пока неясно. Мы не услышали от них о мерах по восполнению дефицита кадров. Давайте хотя бы сохраним тех людей, кто пока работает в отрасли, врачей с опытом! Ведь если мы их потеряем, кто будет учить молодых?»

В завершение заседания рабочей группы депутаты ЗСО попросили минздрав к следующей встрече, которую планируется провести до Нового года, предоставить им данные по дефициту кадров в разных специальностях. Кроме того, попросили проанализировать и представить информацию о причинах ухода специалистов разных профилей. По словам участников рабочей группы, это необходимо, чтобы в дальнейшем разработать рекомендации по исправлению ситуации.

Кроме того, Степан Фирстов призвал врачей, которые подвергаются прессингу со стороны руководства лечебных учреждений или которых несправедливо уволили, сообщать об этом в региональное отделение Общества врачей России, которой он возглавляет.

Отметим, что в рабочую группу, помимо депутатов ЗСО, вошли руководители Минздрава, УФАС и Росздравнадзора региона, а также управления здравоохранения Челябинска.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры