В Челябинской области с 2019 года не могут приступить к строительству современного корпуса детской хирургии. Медицинская необходимость столкнулась с протестом группы экоактивистов: место для здания выбрано на территории соснового бора. Врачи и родители настаивают на важности стройки, а противники проводят пикеты и обращаются в суд. Своя позиция есть и у профессиональных экологов.
Два года назад Челябинская область вошла в федеральный проект «Развитие детского здравоохранения». На строительство хирургического корпуса Челябинской областной детской клинической больницы федеральное правительство планирует выделить порядка пяти миллиардов рублей.
Было принято решение строить новый корпус в непосредственной близости от существующих корпусов ЧОДКБ. Также на территории этого медгородка находятся Челябинская областная больница, областной перинатальный центр, областной центр онкологии и ядерной медицины, областная станция переливания крови. Подходящее место нашли в 50 метрах от этого кластера.
Для того, чтобы приступить к проектированию и строительству, потребовалось исключить участок застройки из особо охраняемой природной территории – Челябинского городского бора. Областное законодательное собрание, получив многочисленные обращения от жителей с просьбой помочь в строительстве корпуса, в конце 2019 года приняло решение исключить из особо охраняемой территории чуть более 4 ГА, при этом присоединив к ней 60 ГА с другой стороны.
Экоактивисты из Челябинска сразу заявили свой протест. Представители больницы провели с ними ряд встреч, ответили на интересующие вопросы. Желающих пригласили осмотреть участок предполагаемого строительства: несмотря на то, что площадка входит в состав городского бора, фактически на ней растут в основном кустарники и сорняки, хотя частично вырубка должна задеть и деревья ценных пород. В связи с этим активисты потребовали перенести стройку внутрь медгородка и снести один из существующих корпусов больницы либо строить на свободных землях на окраине Челябинска или за городом.
«Начать сносить здание внутри самой больницы — это значит вообще остановить здесь лечебный процесс. Года на два парализовать всю областную детскую больницу. Проблема в том, что этот корпус нельзя построить в отдалении от существующих больниц — областного и онкологического центра, — потому что планируется задействовать уже имеющиеся в них ресурсы и оборудование, — прокомментировал председатель челябинского отделения Российского детского фонда Вячеслав Скворцов. — Возникают ситуации, когда ребёнка нужно перевезти из одного отделения в другое. А представьте себе больного, которого даже на пять минут нельзя оставлять без врачей, а тем более ещё везти на машине через весь город. Технологически в другом месте это вообще бессмысленно строить. Тут же находится вертолётная площадка, и больного ребёнка санавиацией с любой точки области сюда могут привезти и будут лечить по принципу «одного окна». Мы должны обеспечивать транспортную доступность — буквально транспортировку через тёплые переходы и коридоры, чтобы это было мгновенно, потому что тяжелобольной ребёнок ждать не будет, когда его довезут в другой конец города. Поэтому волей-неволей корпус надо размещать где-то в первичной близости».
Одна из экоактивистов, координатор гражданского сообщества «Горожане» и «Челябинск, Дыши», депутат Центрального района Челябинска Елена Вахтина на это ответила так: «Надо развивать детскую медицину. А не загонять в один угол (медгородок)».
Своими историями стали делиться в соцсетях и СМИ родители детей, для которых новый хирургический корпус важен, а также те, кто потерял ребенка из-за того, что в тот момент в больнице не были доступны определенные виды лечения. Например, мама умершей девочки Екатерина Гусельникова рассказала о том, что ее дочь нуждалась в пересадке костного мозга, но была нетранспортабельна. В Челябинске на тот момент такая операция была недоступна. В новом корпусе этот вид помощи как раз планируют оказывать.
«Обидно, что обсуждаем, по идее выбираем – давать детям шанс или не давать.
Все слова, что необходимо строить отдельную больницу, это, конечно, справедливо, но здесь уже есть для строительства деньги. И мы в этих протестах по сути уже больше года потеряли», – ещё в 2020 году заявила уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова.
Организация «Союз родителей» предприняла попытку медиации, собрала мнения «за и против» и пригласила экспертов ответить на самые острые вопросы противников строительства.
По мнению экоактивистов, если вопрос с выделением площадки и строительством хирургического корпуса будет все-таки решен положительно, это губительно скажется на экосистеме, а компенсационная высадка (в которую, кстати, готовы вложиться даже местные олигархи) невозможна. С ними не согласился председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов:
«Приоритет, конечно же, за строительством, я уверен в этом. Вызывает недоумение как используют эту ситуацию с бором отдельные «эксперты» в своих политических целях. Что касается достаточности мер компенсации, то выбранный подход в данной ситуации может служить примером для подобных резонансных случаев: вместо 4 га будет обеспечен особый режим на ценной территории в 60 га. Плюс, разумеется, высадка деревьев взамен вырубки. Ущерб бору будет самым минимальным. Вместе с этим, считаю важным для властей обеспечить в дальнейшем условия для общественного контроля территории. Координационный совет при губернаторе будет мониторить ситуацию. Мы за открытость и прозрачность всех решений по бору, это приоритет».
Мнение о том, что протест политизирован, поддержала и первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт.
«К сожалению, политизация этой темы, а еще и попытки влезть в нюансы медицинской темы, на мой взгляд, крайне некорректны. Я думаю, что надо прислушаться к мнению большинства жителей области, которые за то, чтобы возможностью, которая есть для развития детского здравоохранения в регионе, воспользоваться», – отметила Гехт.
Недавно 750 сотрудников Челябинской областной детской клинической больницы обнародовали открытое письмо, в котором заявили свою позицию.
«Мы возмущены тем, как доводы медицинского сообщества ставят под сомнение люди без профильного образования — политологи, блогеры и экоактивисты. Мы не понимаем, почему комментарии нескольких десятков человек в социальных сетях становятся причиной для задержки строительства столь важного объекта для Челябинской области. Особое негодование вызывают тезисы о том, что медицинские работники не поддерживают строительство и именно поэтому не дают интервью в СМИ и не отвечают на протестные вопросы. Стоит напомнить авторам подобных строк, что наша работа — круглосуточно спасать детские жизни, а не отвечать на комментарии людей, незнакомых с медицинскими технологиями», – заявили сотрудники ЧОДКБ.
Экоактивисты обратились в суд, чтобы оспорить решение законодательного собрания об изменении границ бора. Первый суд они проиграли, второй выиграли. 14 апреля состоится заседание кассационного суда по этому вопросу.