• Medrussia:
«Это очередной “кнут” для врачей»: основатель профсоюза медработников напомнил, что аудиофиксация приёма — это нарушение прав и врачей, и пациентов

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, направивший жалобу прокурору Москвы на приказ Депздрава о введении тотальной аудиозаписи врачебного приема в поликлиниках, готовит дальнейшие обращения в надзорные органы.

«Возможно, это будет коллективный иск в суд в интересах защиты прав врачей и пациентов. Данное нововведение затрагивает правовое поле, нарушает принцип понимания “врачебной тайны” и может сказаться на эффективности оказания медпомощи», – прокомментировал он «Медицинской России».

Анонимность разговоров, по мнению эксперта, не сможет быть соблюдена ни при какой аудиозаписи, поскольку звучат характерные голоса и в речах могут звучать обращения по имени-отчеству, которые так же быстро обозначат участников диалога.

Коновал предполагает, что слепое выполнение данного приказа будет сравнимо с таким явлением, как «итальянская забастовка» – неукоснительное следование инструкции во вред общему делу, т. е. врач будет больше думать об алгоритмах беседы, чем вникать в ее суть и оказывать реальную помощь пациенту, чем затормозит деятельность поликлиники.

«Если скрупулезно выполнять все инструкции, а у медиков их крайне много, то это парализует работу медучреждения. Так же и тут, если медработник будет понимать, что идет запись разговора, то начнет подбирать слова, вспоминать речевые модули, бояться неловких фраз. Будет меньше внимания к больному, главное – выполнить ритуал. Тем более, что пациенты разные, некоторыми наоборот нужен более жесткий подход. Но в итоге мы получаем очередной “кнут” для врачей», – считает он.

Эксперт уверен, что нововведение можно будет использовать против «неугодного» врача.

«Если медик слишком принципиальный, задает неудобные вопросы, указывает на недостатки системы, значит, можно будет сказать определенному сотруднику, чтобы он изучил аудиозаписи его приема, и тогда будет совсем короткий путь от выговора до увольнения. Нарушается баланс сил между работником и работодателем. И ситуация наоборот: если медучреждение заинтересовано в медработнике, и возникла спорная ситуация с пациентом, то всегда можно сказать, что запись не сохранилась, произошел сбой – это все на усмотрение администрации», – комментирует Коновал.

Еще одна проблема, на которую эксперт обращает внимание: несоблюдение порядка внесения изменений в условия трудового договора, установленного Трудовым кодексом.

«Допустим, с 1-го января вводится обязательная “прослушка”. Но что делать работодателю, если сотрудник не согласен? Все равно внедрить? Однако для изменения условий трудового договора есть определенная процедура. Если это происходит по инициативе работодателя, то за два месяца он должен в письменном виде уведомить об этом работника. Большая часть медработников не хочет этого нововведения. Им будут выкручивать руки или без их согласия проводить изменения приказом», – уверен Коновал.

Также сопредседатель МПРЗ «Действие» считает, что нововведение не устроит и массу пациентов. Не все хотят рассказывать о своих интимных проблемах под запись, пусть даже это будет обычный насморк.

Коновал говорит, что не стоит сравнивать работу инспекторов ГИБДД, которые на данный момент используют аудио- и видеофиксацию с работой врачей.

«Если бы существовала “тайна происшествий на дороге”, то, по сравнению с врачебной тайной, все равно есть большая разница. И наши гуманистические традиции – эту тайну охранять», – заключил он.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры