Меня часто спрашивают, с чем обычно люди вызывают Скорую Помощь. Вопрос, который всегда ставит в некоторый тупик.
Я не знаю, как на него отвечать, и не считаю его интересным не только для себя, но и для задающего его. Это вопрос в стиле «как дела». По сути своей формален, когда совсем без разницы, как действительно у человека обстоят дела. Причём этот вопрос задают не только обычные люди в рамках частной беседы. Грешат этим и журналисты, порой и федеральных изданий.
Но всё же я собрался с мыслями ответить на этот частый вопрос. Только несколько его переиначу.
«Каких вызовов становится всё больше в наше время?»
Сразу хочу сказать, что на данный вопрос отвечаю лично я, основываясь исключительно на своих наблюдениях и практике. Вы вправе согласиться со мной или же нет.
Меняется контингент для Скорой Помощи. Понятное дело, что бабушки с повышенным давлением или просто дефицитом общения вызывали и вызывать будут. Но всё же их становится меньше. Население несколько омолодилось. Лично я представлю лишь те «прогрессирующие» вызовы «Скорой», которые по моему мнению встречаются всё чаще и выходят на первый план. Они несут большую опасность не только для самого пациента в данном конкретном случае, но и для будущего нашего общества в целом.
Эпилепсия
В бытность свою, начиная работать в «Скорой», она встречалась, но не часто. Я не говорю уж о далёких советских временах, где встретить её было большой редкостью. Причин её множество.
Но здесь увеличение понятно: растёт число алкоголиков – растёт число эпилепсий. Она в нашей стране чаще встречается на фоне именно хронического алкоголизма. К тому же, суррогатный алкоголь, то пойло, которое предлагают ныне некоторые производители, ещё никто не отменял. Но вот что интересно: из всех известных причин развития данной патологии, а именно родовые травмы, черепно-мозговые травмы, хронический алкоголизм, опухоли головного мозга, последствия острого нарушения мозгового кровообращения и т.д., порой встречается эпилепсия неясного генеза (причин возникновения), причём на фоне, казалось бы, полного здоровья у молодых людей, хотя такие случаи пока и единичны.
С чем это связано – непонятно.
Не хочу показаться жертвой «рентэвэшных» сказок, но не связано ли это с чрезмерным использованием современных гаджетов? В любом случае, это проблема, которая несёт большую опасность, требующая тщательного изучения и предотвращения. Хотя бы одно только растущее число алкоголиков – очень тревожный признак для будущего нашего общества. И с этим надо бороться.
Тромбоэмболия лёгочной артерии
Ох! Это тяжелейшее состояние, несущее непосредственную угрозу жизни человека. Данной патологии стало много, очень много. Возраст здесь уже не важен. С чем именно это связано – так же неясно. Но, что самое страшное, от данной патологии стали умирать молодые люди в полном расцвете сил.
Конечно, от этого умирали и ранее. Много лет мы с коллегами вспоминали случай, когда на улице от ТЭЛА умерла совсем молодая девочка двадцати двух лет. Тогда это был шок даже для медработников со стажем. Что же изменилось сейчас? Только за этот год и только в нашем районе – трое: 38 лет, 34 года и… 28 лет. Последний – на рабочем месте на “фоне полного здоровья”. Смерть до приезда.
Как бы не пытались снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний подотчётными методами, заболевания эти молодеют, и смертность от них, на мой взгляд, растёт. Прогноз для нас всех при росте данной патологии – неблагоприятен во многих аспектах.
Онкология
Ну, она была всегда. И молодеет не первый год. Но и никуда не девается.
В Нижнем Новгороде – это вообще огромная беда уже многие десятки лет. Взрыв на заводе «Красное Сормово» в 1970-м году при строительстве атомной подводной лодки, как бы ни пытались его в своё время скрыть и уменьшить фактические значения дозы облучения, через несколько десятков лет дал свои печальные плоды. Правильнее будет даже сказать – “сорняки”.
И здесь печально то, что мало кто из онкобольных умирает в адекватном обезболивании и получает наркотические анальгетики по медицинским показаниям. Я лично последнего пациента с назначенным морфием видел последний раз более шести-семи лет назад. И это страшно, когда одна и та же бригада “скорой” выезжает сначала на передозировку или отравление курительными смесями, а следующий вызов за ним – к онкобольному без наркотиков в качестве обезболивания.
“Вегето-сосудистая дистония”, паническая атака
Панических атак стало так много, что ни одна смена не обходится без двух-трёх подобных молодых пациентов. И ведь раньше это был исключительно женский удел. Таких в народе принято было называть истеричками. Теперь грешат этим и молодые здоровые люди плотной комплекции и физически сильные.
И это огромная беда. Ведь каждый из нас знает, какое было то несгибаемое поколение ветеранов, прошедших войну, вызывающих “скорую” только когда уже совсем припрёт. Что же видим сейчас? Здоровое тело двадцати с небольшим за 100 килограмм веса, с брутальными татуировками на теле, с панической атакой. И это на первый взгляд кажется смешным, но затем начинает раздражать. Ему бы косуху, байк и бутылку пива, а он тут “скорую”…
Я долго не мог понять причин возникновения и увеличения числа подобных пациентов. Пока не заметил одну очень важную деталь: все эти пациенты – молодые люди, рождённые с 91-го по 99-й год. Ну, думаю, наследие ельциновской России. И тут вдруг осенило! Ну, конечно! Ведь многие их родители жили тогда в постоянном стрессе, не были уверены в завтрашнем дне. Их мамы вынашивали в период, когда мужики помирали как мухи и никто не знал, что будет завтра. А что может быть завтра наглядно показал тогда 98-й, например. Подробно углубляться в освещение 90-х не буду. Помню только, что были дни после дефолта, когда дома не было поесть вообще. Не нечего, а… ничего вообще!
Поэтому я представляю, каково было мамам, вынашивающих своих малышей. Их постоянный стресс во время беременности привёл к тому, что выросло вот такое поколение молодых людей со спонтанно возникающими паническими атаками.
Страшно в случае с паническими атаками то, что в запущенных случаях такие пациенты наблюдаются уже даже не неврологом, а врачом-психиатром. А ещё то, что будет с такими людьми через несколько лет и справится ли с ними Скорая Помощь…
Автор: Максим Александров, Нижний Новгород, скорая помощь