• Medrussia:
Академик Покровский: Смертность от СПИДа растет – лечение назначается поздно

Во всем мире снижается смертность от СПИДа, но не в России – у нас она растет. И растет число вновь выявленных случаев инфицирования. На II Петербургском форуме по ВИЧ-инфекции «Современные аспекты профилактики, диагностики и лечения» об этом рассказал руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский.

Когда говорят о снижении заболеваемости ВИЧ в России в процентном отношении, создается впечатление, что так и есть. Однако в абсолютных цифрах выявляемость ВИЧ продолжает расти: в 2015 году было зарегистрировано 98 тысяч новых случаев, в 2016-м — уже 103 тысячи. За первые шесть месяцев 2017 года выявлено 52 тысячи новых случаев, хотя в силу особенностей регистрации больше вновь выявленных заболеваний обычно фиксируется во второй половине года. За последние пять лет общее число официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в стране удвоилось и достигло 1,167 млн.

По данным Росстата, выросло общее число умерших от всех инфекционных болезней, и впервые СПИД стал причиной более половины всех смертей. Если в 2015 году от инфекционных заболеваний умерли 34 372 человека, то в 2016-м — 35 335. Из них посмертно установленный диагноз ВИЧ в 2015 году — у 15 520 погибших, а в 2016-м – уже у 18 577. Число умерших от СПИДа теперь превышает число смертей от дорожно-транспортных происшествий и самоубийств. Рост объясняется тем, что давно зараженные вирусом иммунодефицита дожили до стадии СПИД: без лечения в течение 20 лет умирают приблизительно 95% ВИЧ-инфицированных.

– Нам говорили, что мы паникуем, пугаем эпидемией, а от СПИДа никто не умирает. На самом деле умерли уже 260 тысяч человек, инфицированных ВИЧ, в основном это 30-40-летние люди, – говорит Вадим Покровский. – Рост смертности — доказательство того, что ситуация ухудшается. В итоге к концу первого полугодия в России жили уже 908 тысяч человек с ВИЧ, о которых мы точно знаем, что они инфицированы.

Эпидпроцесс в стране все время меняется. На заре эпидемии, в 2000-е годы среди инфицированных было больше мужчин, потому что они более склонны к употреблению наркотиков. Потом, когда эпидемия вошла в генерализованную фазу, стало расти число женщин с ВИЧ, инфицированных половым путем. Сейчас снова начало расти число мужчин. Одни считают, что это связано с употреблением новых наркотиков, вовлечением в их употребление новых групп, другие уверены, что растет распространенность вируса среди мужчин, имеющих секс с мужчинами.

При этом официально только около 1,5% новых случаев объясняются гомосексуальными контактами. Академик Покровский объясняет это погрешностями в статистике: когда человек — наркоман и гомосексуал одновременно, в медицинских документах указывается только наркомания. Хотя все равно зависимых от наркотиков с ВИЧ стало меньше половины, а когда-то они составляли 90%.

Инфекционисты изучают, как распределяется заболеваемость по возрастам. И делают неожиданные выводы: если на рубеже 2000-х молодежь в возрасте 15-19 лет составляла до 20% среди всех ВИЧ-инфицированных, то сейчас эта цифра снизилась почти втрое. В поисках объяснений этому явлению кто-то говорит, что с молодежью стали лучше работать, а кто-то уверен, что эту возрастную группу редко тестируют на ВИЧ. Парадокс, но возрастная группа от 20 до 29 лет на протяжении всего времени регистрации пациентов с ВИЧ стабильна. Рост – за счет более старших возрастных групп: в основном за счет 30-39-летних, однако все чаще выявляются и инфицированные старшего возраста, в том числе старше 60.

– Такие же тенденции наблюдаются за рубежом. Но объяснений им пока нет, – говорит академик Покровский. – Вероятно, выявляются те, кто был инфицирован давно, но не обследовался. А кроме того, существует предположение, что изменилось транссексуальное поведение в более зрелом возрасте. И еще: помните, на протяжении нескольких лет, презервативы на телевидении не рекламировались совсем, зато целый день показывали средства для сексуальной стимуляции.

При том, что во всем мире снижается смертность от СПИДа, у нас она растет. Потому что мы поздно начинаем лечение. Сейчас вышел приказ Минздрава, по которому лечить надо всех инфицированных ВИЧ, независимо от вирусной нагрузки. На самом деле у нас до сих пор лечение начинается очень поздно, в 30% случаев — уже на той стадии, которая, например, в Америке расценивается как СПИД.

В доказательство Вадим Покровский приводит цифры: в I полугодии 2017 года в России получали антиретровирусную терапию 298 888 пациентов (включая находившихся в местах лишения свободы), из них прервали АРТ в 2017 году 12 280 пациентов. Охват лечением в 2017 году в РФ составил 32,9% от числа зарегистрированных с диагнозом ВИЧ. Среди состоявших на диспансерном наблюдении антиретровирусную терапию получали 43,9% больных. А из тех, кто лечится неопределяемая вирусная нагрузка (состояние, в котором вирус не выявляется и не передается) — только у 30% пациентов.

Источник: Доктор Питер

Как сообщалось ранее, РФ вынуждена закупать устаревшие лекарства от ВИЧ-инфекции для того, чтобы обеспечить ими растущее количество больных, по качеству лечения наша медицина сегодня отстает от западной на три-пять лет, заявил эксперт. Подробнее читайте: В России за прошлый год выявлено более 100 тысяч новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан — академик Покровский.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры