• Medrussia:
“Россия в борьбе с ВИЧ – это пьяный мужик в поисках потерянной “сотки”

Вадим Покровский, руководитель Федерального Центра СПИД – один из немногих экспертов высокого уровня, которые не стесняются говорить правду о ситуации по ВИЧ-инфекции в стране. На прошедшей в Москве VI Международной конференции по ВИЧ/СПИДу он заявил, что финансировать лечение ВИЧ-инфицированных нужно минимум в три раза больше, чем сейчас. 

«В настоящее время в России лечат едва ли треть всех людей, которые знают, что они инфицированы и при этом зарегистрировались в учреждениях здравоохранения», – сообщил эксперт. При этом запланированных на 2018 год 21,6 млрд. руб. из бюджета на лечение пациентов с ВИЧ явно недостаточно, чтобы обеспечить всех нуждающихся. Так, в 2017 г. было зарегистрировано более 104 тысяч больных с ВИЧ, а на лечение взято только 35 тыс. человек. И если ситуация останется на сегодняшнем уровне, отставание будет только увеличиваться.

Таким образом, как мы видим, уважаемый специалист попытался с помощью элементарной математики показать, что усилия Минздрава по донесению актуальной информации до Госдумы и Правительства явно недостаточны и справиться с ВИЧ-эпидемией при нынешних объёмах финансирования не получится. Но действительно ли это так и можно ли будет достичь позитивного результата, если денег станет достаточно?

Боюсь, что нет.

Первая и главная проблема заключается в том, что о своем диагнозе знают не 90% всех инфицированных, а гораздо меньше. Потому что обследуем мы не те группы населения, которые особенно уязвимы перед ВИЧ, а дедушек и бабушек в больницах. Иными словами, уподобляемся пьяному мужику, который ищет потерянную десятку под фонарем, хотя обронил ее в 10 метрах от места поиска, на том лишь основании, что под фонарем светлее. Предположим, что 944 тыс. граждан, у которых на сегодняшний день, согласно официальным данным, выявлена ВИЧ-инфекция – это не 90%, а хотя бы 70% от общего числа инфицированных. Несложные подсчёты позволят увидеть, что даже приблизительное число зараженных в стране составляет уже 1,349 млн. человек.

Тем не менее, «скрытые» больные – не единственная беда. Из упомянутых 944 тыс. человек, знающих о своем диагнозе, на диспансерном учете в Центрах СПИД состоит 74,2% (724 415 человек), а при учёте тех, кто может

не знать о своей болезни – и вовсе 53,7%, т.е. чуть больше половины. Остальные 46,3%, а это 624 585 человек, без обращения к врачам получать лечение не могут даже теоретически. Более того, его и стоящие на учёте не всегда получают – даже при отсутствии проблем с финансированием. По данным ФЦ СПИД, в 2017г. специфическое лечение (АРВТ) получали 47,8% (346 132 человека) от находящихся на «Д»-наблюдении или 25,7% от общего предполагаемого числа ВИЧ-инфицированных. Так происходит потому, что значительное число стоящих на учёте (по приблизительным подсчётам – от четверти до трети) реально приходят в Центры СПИД не 4 раза в год, как положено для получения препаратов, а в 2 раза реже. Естественно, в такой ситуации получать лечение они не могут. Как правило, таким поведением отличаются либо представители асоциальных групп населения (страдающие алкоголизмом или употребляющие наркотики), либо СПИД-диссиденты. В результате, в силу подобной «асоциальности» и неприверженности лечению не менее 70% ВИЧ-инфицированных российских граждан не получают своевременной, пожизненной и эффективной помощи! Увеличить охват получающих АРВТ (читай – увеличить его показатель до 90%) можно только за счет этих самых асоциальных групп, тупо назначая им лечение при каждой явке к врачу и понимая, что регулярно и непрерывно принимать АРВТ они не будут.

К чему это приведет? А к тому, что и так уже происходит в России – к распространению первичной резистентности к ВИЧ. В 2005-2009гг. штаммами ВИЧ, устойчивыми к применяемым лекарственным препаратам, заражались около 3% пациентов, в 2010-2015гг. – около 6%, а в 2017г. – 9,7%. То есть в прошлом году около 10% вновь выявленных больных были заражены устойчивыми к применяемым лекарствам штаммами ВИЧ.

Такая ситуация, естественно, не может не вызвать роста показателей смертности. К концу 2017г., по данным данные ФЦ СПИД, умерло 22,7% (31898 человек) от общего числа больных с зарегистрированной ВИЧ-инфекцией – на 4% больше, чем в 2016-м, хотя в 2017 году охват лечением увеличился. Средний возраст умерших – 38 лет, ведущая причина летальности – туберкулез.

Вывод очевиден. Простое увеличение финансирования закупок препаратов, без стремления повысить приверженность больных лечению, даст «красивые» показатели охвата терапией (для отчетов в правительство), но показатели заболеваемости и смертности не снизит. А на пути повышения приверженности к лечению, как и в случае с

туберкулезом, стоят «железобетонные» барьеры, выстроенные российской бюрократией. Чиновники не желают ни использовать технологии, доказавшие свою эффективность, ни уходить от коррупционных схем. Последнее легко объяснимо: «управленцы», получающие свои комиссионные от государственных контрактов, всегда будут демонстрировать свою заинтересованность в увеличении закупок, «размахивая флагом» заботы о больных.

Автор: Сергей Олейник, врач-эпидемиолог, специалист по социально значимым заболеваниям

Как сообщалось ранее, в выступлении на Международной конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила информацию, которая должна была подтвердить безоговорочное лидерство России в противодействии ВИЧ-инфекции в регионе. В частности, ей было доложено об обследовании на ВИЧ каждого четвертого гражданина страны, а всего — более 34 млн. человек. Подробнее читайте: Побеждает ли Россия ВИЧ: что не так с позитивными отчётами чиновников

Loading...
Сергей Олейник
Искренне и без цензуры